Category: наука

русь

Иван Жолтовский и советская градостроительная теория.

 

Владимир (</a></font></b></a>atrey) пишет в </a></font></b></a>ru_sovarch
@ 2008-01-16 15:16:00

Предыдущая запись  В избранное!  Редактировать запись  Редактировать метки  Рассказать другу!  Отслеживать  Следующая запись
"Архитектра, друзья мои - это дело государственнное", - с некоторой грустью и иронией говаривал своим студентам И.И.Фомин. 
Но самое "государственное" так сказать в ней  - это Градостроительная теория. 

В СССР градостроительная теория развивалась синхронно со сменой трех этапов развития нашего государства :
1)этап революционной смены общественной формации 1920-1935)
2) этап построения социализма в одной стране (1935-1960)
3)этап оттепели и застоя.(1960-1989)

Сейчас есть много исследований о советском градостроительстве на 1 этапе
Кто не слышал о спорах урбанистов с дезурбанистами?

Есть солидные фолианты-кирпичи, изданные в 80-е годы, называющиеся "Советское градостроительство", повествуют они о 3-м этапе (когда основным материалом в палитре градостроителя были типовые дома - пятиэтажки, девятиэтажки, 12 этажки). 

Оказывается чтобы расставлять эти типовые дома потребовалась солидная наука, которая и описана в пятитомнике. 
По оной науке, например, торговые центры предписывалось строить ближе к  середине микрорайона, а станции метро - на углах между разными микрорайонами. Естественно, "невидимая рука рынка" (не читавшая солидного застойного пятитомника),- в 90-е годы перечеркнула солидные кирпичи начисто, 
все торговые центры как попало влезли в киоски и павильоны и устремились к метро, наперехват покупателя,оставив бетонные каркасы внутри квартала пустыми
. Вот такая у нас была градостроительная наука в застойные времена.

Из поля зрения исследователей,однако, выпали творические концепции градостроителей второго периода.

Между тем, попав в любой город средней полосы России,
- будь то Новгород, Смоленск, Воронеж, Калуга, Псков, Тверь, - мы видим целостную (т.н "сталинскую" застройку) центра, сформировавшую свою градостроительную среду. 
Эта среда имеет свое неповторимое очарование, особенно это видно по контрасту с находящимися вокруг такого центра панельными пяти- и девяти-этажками.

Чем вызвана эта неуловимая гармония среды сталинской застройки провинциальных городов?
Просто так она возникла, -или стояла за всем этим какая-то градостроительная теория, подобная теориям первого и третьего этапов?

Посмотрим, кто осуществлял в стране в это время функции градостроительного генпроектировщика. 
Это институт "Горстройпроект" (в котором, между прочим, работал в 1939-40 гг. И.И.Леонидов). (1)

А кто был Главным архитектором этого института? 

Иван Владиславович Жолтовский.

Градостроительная теория Жолтовского по своей фундаментальности сродни теориям Альберти , Палладио и Даниеле Барбаро. 
Кстати, в те самые времена были изданы тома по архитектурной теории Ренессанса - эти солидные тома размера "Ин Фолио" и сейчас можно найти в специальных библиотеках. 
В прекрасных кожаных переплетах.
С приличествующим случаю посвящением Мессиру Лоренцо Медичи, или ешё какому- нибудь Герцогу Мантуанскому. 
С факсимильными репродукциями подлинных гравюр.
Встретить такие книги, изданные  в пору самого бурного строительства социализььььма в СССР -это настоящий (как сейчас говорят) "культурный шок". 
Бухарины и Троцкие, "футуристы" и "космополиты"  думаю сильно бы удивились доживи они до такого.

И это тоже заслуга (в том числе) и И.В.Жолтовского.

Какова же была суть теории Города Жолтовского , которой следовали в 30-50 годы в той или иной степени все проекты реконструкции центров наших городов?
(продолжение следует)
-----------------------------------------------------------------------------------
Collapse )
русь

Мерцание Мира

1)

Re: Дважды два
</a></font></b></a>r_f_polishchuk
2007-09-02 08:37 am UTC (ссылка) Отслеживать
Мир динамичен сам по себе, но познание даже каждого фрагмента каждого фиксированного его состояния развивается. Океан для нас то Посейдон, то непрерывная среда, то набор молекул, то атомов, то электронов и нуклонов, то лептонов и кварков, то струн как квантов возбуждения физического вакуума, как универсальных элементов мира, из которых, как из деталей конструктора, естественно сложились и океан, и мы сами. Человек видит и мыслит мир в терминах инвариантов. Парменид начал с понимаемых натуралистически инвариантов. Он резко отделил мир истины от мира мнений, считая истинным бытие Вселенной в виде однородного плотного шара. Его ученики границы шара устремили в бесконечность, чтобы избежать соприкосновения поверхности шара-бытия с несуществующим небытием. Демокрит для объяснения многообразия и пластики мира узаконил бытие небытия-пустоты и клонировал множество неизменных шаров-атомов, разнообразив их затем по размеру и форме, приписав душе и богам огенные не вечные атомы как элементы. Квантовая механика на новом уровне распространила идею дискретности мира в пространстве на его дискретность во времени, сделав мир мерцающим. О развитии науки можно прочесть в хороших книгах Пиамы Гайденко. Мир научной истины отличается от мира мнений замкнутостью на единые для всех опытно проверяемые научные факты. Н.А. Козырев приписал времени как атрибуту статус физической субстанции. У культурных мономаньяков (шахматистов, музыкантов, математиков) психика менее устойчива, и их гениальность может переходить в помешательство. Гуманитариям живые образы ближе их натурфилософской подосновы, и относительность сегодняшнего научного членения реальности они выдают за неистинность "мёртвой" науки, отказывая в этой относительности религиозным догмам. В их пользу говорит то, что мир можно строить и от частей к целому, и от целого к частям, а ведь в целом непознанное тоже всегда присутствует рядом с познанным в понятиях. Но эта логика понятий и их бифуркаций и роста в систему понятий, в древо познания, продиктована логикой реалий этих понятий, а не произволом фантазии, соединяющей, скажем, свойства птицы, женщины и метлы в образе Бабы-Яги. Конкретное разграничение неживого и живого, а в живом - чисто животного и сознательного, подрывает почву как буддизма с его растворением субъектного начала в объекте, так и теизма с его членением реальности на абсолютного Субъекта и мир как Его творение. Поскольку процессивная истина для всех одна, антагонизм веры и неверия не абсолютен, как не абсолютно различие детства, взрослости и старчества человека. Но как нет симметрии детства и взрослости, нет симметрии веры и научного знания. Но есть динамика как бы омертвляющего отчуждения (перевёртывания субъект-объектного отношения), воплощения, и свободы как снятия отчуждения. В горниле истории и познания не только сгорают старые иллюзии и утопии, но и рождается новый человек, дух которого выдерживает те противоречия, которые не выдерживали его предки, но которые они завещали ему выдержать.

Ответ atrey
 Спасибо!
< "Демокрит для объяснения многообразия и пластики мира узаконил бытие небытия-пустоты и клонировал множество неизменных шаров-атомов, разнообразив их затем по размеру и форме, приписав душе и богам огенные не вечные атомы как элементы. Квантовая механика на новом уровне распространила идею дискретности мира в пространстве на его дискретность во времени, сделав мир мерцающим.">

Вот это очень интересная для меня тема - переход дискретности в непрерывность.
Этот переход возможно  и являеся самой сутью всей нашей жизни, во всяком случае так называемые "неизобразительные искусства" построены именно на этой коллизии "дискретность-непрерывность".

Это очень хорошо видно на архитектуре и музыке.
Пианисту Нейгаузу принадлежат слова:"По клавишам фортепиано УДАРЯЮТ, но в результате оно должно ПЕТЬ".

"Движение", изменение находится как бы "между" отдельными звуками, оно как бы и есть и нет.
соваременные пианисты (Плетнев, или из старых Горовиц) обладают такой беглостью пальцев, на которую не были рассчитаны произведения композиторов 18 века. Все смазывается, следующий звук уже начинает звучать пока не кончился предыдущий.
А сейчас (возможно как реакция на это) возникла мода на аутентичное исполнение на старинных инструментах, которые просто по своей механике не дают так быстро играть, и на молоточковом ф-но или клавесине каждый звук более отчетлив.

В архитектуре такой переход из ритма повторяющихся ударов в общую большую форму, (когда и самоценные элементы отчетливо выявлены)  видим на изогнутых колоннадах барокко (площадь св Петра в Риме), или же на сложных состоящих из нескольких симметричных взаимодействий группировках одинаковых колонн в том же барокко (например Зимний дворец Растрелли).

Если бы не было отдельных, ясно читающихся в общей форме элементов,- то все "смазывалось" бы, это сейчас проблема актуальная для современной архитектуры, которая уже не использует ордер колонн.
Что-то пропало, что-то потерялось, и как вернуть не знаем.
-----------------------------------------------------------------------------------
Я честно говоря не верю в то что развитие науки (и философии)  можно изобразить в виде какого-то непрерывного восхождения,
 мне кажется что подобно тому, как в развитии художественных стилей мы имеем некую спиралевидную цикличность ,-так и в философии и в науке должны быть периодические возвращения на новом этапе как бы к чему-то старому.

Допустим в искусстве начала 20 века снова вернулись к первоосновам-к простым элементарным геометрическим формам, подобным парменидовскому шару(:-).
Черный квадрат Малевича, конструктивизм, архитекторы Леонидов, позже Нимейер- как бы снова увидели красоту элементарности форм. Как бы вновь пережили первобытную радость от созерцания шарообразности шара, чашеобразности чаши,прямоугольности параллелепипеда, как тот же Парменид.

Может быть и в науке тогда начали творить мир как бы "заново".
Где-то я читал что молодому Резерфорду старый физик сказал "куда вы идете юноша, в физике уже все открыто, осталось только несколько мелочей выяснить". И тут же старая физика закончилась вместе со старой астрономией(:-).

Не такой же ли момент мы переживаем и сейчас?
Неужели мы все уже открыли и будушим поколениям останется только причесывать те концепции которые мы  сейчас признаем за верные?
Ха-ха.

Так кажется отшутился Энгельс когда его спросили- ну а если вот люди построят  коммунизм, что им тогда делать?
Он сказал что поскольку они будут умнее нас то тогда и найдут что дальше делать, а он сейчас не может сказать.

Но ведь действительно есть такая проблема, в том случае, если принимать развитие науки в виде непрерывного восхождения.
--------------------------------------------------------------
А вот если принмать его в виде спирали с периодическими возвращениями, то этой проблемы не возникает, и вся история науки обрептает бОльшую осмысленность.(:-).

Интересно на эту тему о периодическом возврашении к какзалось бы уже бесповоротно отрицавшемуся прошлому высказывался биолог А.А.Любищев-
"когда-то астрология верила что Луна влияет на земные события. Потом пришли астрономы- материалисты и сказали что это ерунлда, светила не влияют на земные события.В частности  отрицали что приливы и отливы обусловлены положением луны. Но потом все же доказали что приливы и отливы связаны с луной, и таким образом вернулись к отдельным принципам использовавшимся в астрологии".
-----------------------------
Почему я ему ответ не отослал?
Честно говоря -по своему предрассудку . 
Когда вижу словосочетание "Пиама Гайденко", "Ростислав Рафаилович Полищук", или "Жан Матвеевич Вержбенко(Вержбицкий)", то что-то сразу перестает хотеться общаться.
Малороссийское сало с франузскими фисташками.

Но вчера какой-то урожай именно на тему "мерцания Мира".
Вот из другого диалога в ЖЖ
2)

atrey
Предыдущая запись  В избранное!  Редактировать запись  Редактировать метки  Рассказать другу!  Отслеживать  Следующая запись
Караян
Играют 9 симфонию Бетховена оркестр под управлением Караяна

Все не так, ну прямо все не так как я привык слушать. 
какой-то восточный базар, в то время как у Бетховена же- по немецки однообразное тум-тум-тум. 
Но в этом как раз и есть сила, в этом однообразии, этого не надо бояться.
А тут получается какое-то разноцветье разукрашенное.
 
Караяну на каком-нибудь армянском дудуке играть, а не Бетховена. 
Помню Дон Жуана в его исполнении- там вроде ничего опера все-таки, а тут эже-симфония! Сим-фония. Согласное звучание.



</a></font></b></a>atrey
2007-09-05 07:53 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать
Кстати, тут ещё поискал и нашел забавный рассказ о том, как Фуртвенглер выбежал в начале исполнения ( кем-то другим) из зала с криком "Проклятый метроном!"(а у него было в начале задумано мерцание).
так вот у меня на пластинке было тоже мерцание, как из тишины постепенно начинается звук
не угадаешь этот момент когда он начинается.

а у караяна сегодня не было мерцания.

(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


</a></font></b></a>babulka
2007-09-05 08:09 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать
Караян записал 4 только полных цикла симфоний Бетховена. Его записей 9-й известно около 30-ти. Они, безусловно, не все равнозначны. Запись 9-й 1955 года с Philharmonia Orchestra и из цикла начала 60-х годов с Берлинским Филармоническим - одни из моих любимых.
Караян музыкант - фигура, по меньшей мере, равная Фуртвенглеру.

русь

Вот она, ПОЧТЕННЕЙШАЯ ПУБЛИКУМ!

Интеллектуальные,
 но начисто де-национализированные лица.
Генетический мусор нации



"Это фото с Марша несогласных и меня тоже не оставило равнодушным. Такие просветленные лица. А только что я рассмотрел фото внимательно-внимательно, лицо за лицом. "-пишет автор поста,Сумерк.

http://sumerk.livejournal.com/726865.html?view=3931473#t3931473

Дальше интересная дискуссия

</a></font></b></a>misssing_link
2007-03-07 11:09 pm UTC (ссылка) Отслеживать
размах диапазона эмоций на лицах говорит, кстати, о том, что оратор не держит аудиторию.

(Ответить)(Ветвь дискуссии)


</a></font></b></a>sumerk
2007-03-08 01:08 am UTC (ссылка) Отслеживать
Почти все прямо смотрят в одну точку, так что внимание оратор удерживает. Я как раз обратил внимание на инопланетность лиц, чтобы выделить, что слушатели испытывают прежде всего любопытство и удивление. Возможно, удивление от того, что они видят инопланетянина, а может от того, что участвуют в митинге, и в них происходят таинственные процессы - ведь прошлые митинги были 14 лет назад, в 1993 году.

(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


</a></font></b></a>atrey
2007-03-08 02:06 am UTC (ссылка) СтеретьОтслеживать
Комментарий добавлен
"в них происходят таинственные процессы".

Нормальный человек не захочет, чтобы в нем происходили такие процессы.


А может быть ещё там куда они смотрят (на башне Думы на Невском)- сам Ктулху пробудился?
русь

О психике Фоменко

"...Необыкновенно симпатичный по-человечески, Фоменко нравился мне и многим другим еще и как автор весьма неплохих картин, к которым, однако, следовало бы особенно присмотреться, так как они, по моему мнению, ярко вскрывают некоторые психологические (или психические?) аспекты его личности.

Некоторые странности я стал замечать и в чисто математической деятельности Фоменко, Д. Аносов указал мне на странное понимание понятия «доказательство» в его работе. Мищенко и Фоменко написали серию абсолютно пустых работ в 1977–81 гг. об интегрируемых системах, ничего не добавив, кроме абстрактных слов, к работе С. Манакова. Я говорил им это еще в 1977–78 годах, но они ничего не понимали и обижались. Как видно, выйдя из топологии, они не проявили того, что называется «здравым смыслом», не смогли освоить главного в новой для себя области — теории интегрируемых систем: что здесь интересно, а что нет, что тривиально, а что нет. Мое мнение совпадало с мнением всех профессионалов, оно было очевидно.

Мне кажется, этот экскурс в математику поможет понять и то, что происходило у них с историей: если люди не могут понять сути соседней области математики, не той где они выросли, им безусловно невозможно понять и суть совсем других, чуждых математике наук, таких как история."

http://nemiroff.livejournal.com/1736100.html?mode=reply
русь

Ровно 59 лет назад Д.Шепилов опубликовал свою статью

"Советский патриотизм"

http://vif2ne.ru/nvz/forum/arhprint/55881

"...Пределом национального самоуничижения явилось забвение дворянством даже русского языка и рабское копирование всего французского, а затем - немецкого. Только в обстановке низкопокклонства перед иностранщиной и великодержавного презрения к сокровищам русской культуры иноземный проходимец Дантес мог оборвать жизнь бессмертного гения русской и мировой культуры - Пушкина. Мудрено ли, что в этих условиях вплоть до Октябрьской революции иностранные представители, по характеристике товарища Сталина, вели себя в России, как европейцы в Центральной Африке.

Иностранному капиталу было весьма выгодно это раболепие российских помещиков и капиталистов, ибо оно давало ему возможность постепенно прибирать к рукам важнейшие позиции не только в экономике России, но и в её государственном аппарате. Поэтому иностранные капиталисты так упорно культивировали взгляды, что русские всегда должны играть роль "учеников" западноевропейских "учителей", насаждали в России идеологию культурной и духовной неполноценности русского народа. Для этого изобретена была подлая теорийка, что даже Русское государство возникло якобы благодаря иноземным разбойничавшим купцам-варягам. В этих же целях фашистские мракобесы утверждали, что СССР - не государство, а простое географическое понятие. Русский народ и созданные им духовные богатства идеологиями эксплуататоров были отчислены за пределы мировой культуры. А культурные богатства других национальностей России, давших миру Шота Руставели, Тараса Шевченко, Навои, Низами, целиком игнорировались.

От этого райского благоговения перед иностранщиной сильно страдала русская наука. Полные безверия в творческие силы отечественной науки, господствующие классы пренебрежительно относились к ее завоеваниям. В силу этого крупнейшие открытия русских ученых лишались своего приоритета, передавались иностранцам, либо жульнически присваивались ими. Такая участь постигла крупнейшие открытия в области химии великого русского ученого Ломоносова, которые были приписаны Лавуазье; авторство изобретенного Поповым радио было присвоено иностранцем Маркони; аналогична судьба Яблочкова, создавшего электролампу, Лодыгина и многих других русских ученых.
Нужны были величайшая сила духа русских ученых и писателей, их безграничная вера в творческие возможности своего народа для того, чтобы в этой удушающей атмосфере самодержавного мракобесия русская культура крепла и развивалась. Ленин указывал, что в каждой современной нации "есть две национальные культуры..." (Соч., том XVII, стр. 143).
 
И в России были две культуры. "Культура" пуришкевичей, гучковых и струве вовсе не отражала существа духа и национальных традиций русского народа. В недрах русского народа зрела и пробивала себе дорогу другая культура, ярко окрашенная революционно-демократическими традициями, подлинным гуманизмом и глубокой прогрессивностью. Русская культура дала человечеству Ломоносова и Лобачевского, Яблочкова и Попова, Менделеева и Павлова, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Гоголя, Толстого и Горького, Глинку и Чайковского, Сеченова, Репина и Сурикова и много других имен, составляющих славу и гордость русской и мировой культуры...."

Очень актуальные мысли по-моему
русь

О гармонии сословий в царской России

Радонеж
Почему-то за 70 лет Советской власти ни один историк не вспомнил, что в царской России(в отличие от например Англии)-дворянские привилегии давались не по произволу монарха-"хочу даю хочу-не даю". Конечно этот путь сохранялся, но кроме того-был и другой-так сказать "игра с известными всем правилами"- при Петре 1 дворянство в России давалось ЗА СЛУЖБУ.

А позже, с учреждением университетов во многих губернских городах-и ЗА ОБРАЗОВАНИЕ.
То есть выпускник Университета автоматически получал дворянские привилегии.

Интересно, почему же крестьяне, например,- столь неохотно отдавали своих детей в ученье?

Ответ на этот, казалось бы неразрешимый вопрос(почему крестьянин не хочет дать сыну образование,и в перспективе видеть своего сына дворянином),- следует из той гармонии сословий, которая все-таки несмотря на противоречия, была в Российском государстве.
Крестьянство в России-было СТОЛЬ ЖЕ уважающим себя сословием как и все остальные-как купечество, дворянство, духовенство, и потому (как в каждом уважающем себя сословии)-отец хотел видеть сына таким же, как он. У него не было того сознания "неполноценности"_своего сословия, как например у комсомольских функционеров или ИТР 1980-х, желавших видеть своих детей не такими же как они, а "Новыми русскими".

У русских крестьян в этом вопросе был и имущественный интерес, связанный с собственностью на землю.
В русском крестьянстве-земельные участки распределялись "по едокам", по числу сыновей-будущих крестьян-работников в семье.
Поэтому отправляя сына в город на ученье, или в армию-на службу(а это -два пути получения дворянства для крестьянина)-семья лишалась определенного земельного надела.
По-видимому крестьяне считали владение землей -бОльшим благом, чем образование или воинский чин, и даже бОльшим благом,чем маячившее в перспективе-дворянское звание (-"чести много, а денег мало").

То есть мы ещё многого не знаем про уклад нашей страны, бывший в ней всего каких-то 120-130 лет назад.
русь

по поводу справедливости в науке-

к посту yuk

atrey
2003-10-12 04:00 (ссылка)
Когда идет смена поколений и политических кланов- в разных специальных областях сколько угодно таких случаев.Просто широкая публика об этом мало знает, а если получает информацию-то от разных заинтересованных источников, такую разную, что впору-за голову схватьиться, и сказать-да что я могу рассуцдить я ведь не специалист-это пусть специалисты решают- и эти жизненные драмы остаются погребены среди малого кружка специалистов, те умирают, а у детей уже свои проблемы.
Редкий писатель умудряется удачно влезть в такие дебри специальности- так чтобы правильно понять кто прав кто виноват. Вот Гранин и Дудинцев-попытались более менее-объективно, но тоже не всё уловили.
Остаются какие-то семейные предания, например такое:

Сергей Сергеевич Ганешин, профессор СПб, затем Ленинградского Университета, погиб в Хибинах в 1930 году. Место где он провалился под снег названо "цирком Ганешина".В свое время был дстаточно известен среди интеллигенции Ленинграда, почему в одном из научно-фантастических_произведений Ивана Ефремова упроминается "капитан Ганешин"
Всё, больше ничего нет в Яндексе, даже биографии нет.

а семейное предание гласит следующее.

С.С.был не только "ботаником", как это пишется в справочниках. Его интересы были на стыке геологии и палеоботаники.В_конце 20-и в 30 году, когда Киров поставил задачу разведки апатитовых месторождений в Хибинах,- именно С.С.-был главным инициатором геологоразведочных работ, и именно он по счастливой случайности и сделал главное открытие.А Ферсман был младше, и сначала работал под его руководством.Но после того как С.С. провалился в трещину в 30 году-вдруг оказалось, что первооткрыватель Ферсман, ему в Хибиногорске поставлен памятник, а именем Ганешина так уж и быть, назвали цирк куда он провалился.

Вдова ученого пыталась восстановить справедливость, но ей указали, что подрастает сын, который тоже хочет стать геологом, а станет ли-это зависит от лояльности матушки(:-).Она поняла, и получила почетную пенсию за супруга, а сына приняли в Университет и оставили в аспирантуре.
Но нигде не упоминается о заслугах-его отца, связанных с открытием месторождения.
Заслуги Ганешина чуть-чуть признаны в иных областях , (например в_палеоботанике на Украине), но в Хибинах его заслугой было только то, что провалился(:-), и тем самым уступил славу Ферсману.
(Ответить)