Category: литература

русь

Ещё одна книга почившего Ивана Шевцова , как пишут-"более жесткая"

http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/142027/Shevcov_-_Vo_imya_otca_i_syna.html

"Во имя отца и сына"

Умер классик русской литературы Иван Михайлович Шевцов. Он прожил долгую жизнь – 92 года, прожил ее в постоянной борьбе за нашу Родину, то с оружием, то с пером в руке. Юным лейтенантом он прошел всю финскую войну, а первый же день Великой Отечественной войны встретил на погранзаставе на Днестре, будучи ее командиром. И пять дней его застава удерживала фашистов. Потом пришлось отступать до Тулы.

После Победы Иван Шевцов стал военным журналистом, а в 1949 году написал свой первый художественный роман «Тля», который принес ему мировую славу. Но напечатали роман не сразу. 15 лет пролежала рукопись в его столе. Вот как об этом рассказывал сам писатель.

- «Тля» - это мой первый роман. Его должны были выпустить сразу же, в сорок девятом, я уже подписал договор и с издательством «Молодая гвардия», и с журналом «Нева», получил авансы и там, и там, но неожиданно поменялась идеологическая обстановка, мне вернули роман, и мне пришлось положить рукопись в стол. Там она и лежала до самого шестьдесят третьего года.

В первые дни после выхода романа в центральной печати вышло 14 разгромных рецензий на «Тлю». Шевцов был уволен из журнала «Москва», в котором занимал должность заместителя главного редактора, новой работы не нашел, издательства разорвали уже подписанные договоры на новые книги. После «Тли» карьера успешного советского журналиста Ивана Шевцова закончилась. В 44 года он остался военным пенсионером с 84 рублями пенсии и без каких бы то ни было перспектив в жизни. Поддерживала только любовь читателей. Благодарственные письма шли потоком, несмотря на то, что официальная критика, которой заправлял из Кремля будущий главный архитектор перестройки Александр Яковлев, всячески поливала его грязью.

И писатель-боец не сдался, не опустил голову. Он активно работал в литературе, писал роман за романом. Только через шесть лет опалы ему разрешили печататься. В один день в разных издательствах вышло два новых романа: "Во имя отца и сына" и "Любовь и ненависть".

Иван Шевцов выпустил 14 романов, одним из самых значительных он считал роман «Бородинское поле». Перестройку, завершившуюся уничтожением великой державы СССР, он не принял всей душой бойца. О подлинных замыслах и реальных делах «тли», которая, как он и предсказывал, разъела изнутри наша Родину, он писал роман за романом до последних своих дней. Был до самой смерти жизнелюбивым и активным бойцом за справедливость и правду на нашей земле.
Эти стихи замечательного русского поэта Геннадия Серебрякова написаны об Иване Шевцове: 

Пережито немало, и пройдено столько! 
Дымный отсвет годов над твоей сединой. 
Три войны за плечами, да еще "перестройка", 
Что по сути является тоже войной. 

Что нам нужно для счастья? Лишь правда да воля. 
Пусть нападки врагов беспощадно грубы, 
Но лежит пред тобой "Бородинское поле" — 
Поле битвы твоей и писательской гордой судьбы.
Вечная память славному сыну России!

Книги Ивана Шевцова:

  • Тля (1947—50)
  • Свет не без добрых людей (1960—62)
  • Подвиг богатыря (1960) (во втором издании под названием «Орёл смотрит на солнце»)
  • Во имя отца и сына (1964—68)
  • Любовь и ненависть (1966—68)
  • Семя грядущего (1969)
  • Бородинское поле (1977—80)
  • Остров дьявола (1978—84)
  • Грабеж (1979—83)
  • Лесные дали (1986)
  • Голубой бриллиант

русь

...Как Киевская Русь перед монгольским нашествием

Я уеду из этой деревни... 
Будет льдом покрываться река, 
Будут ночью поскрипывать двери, 
Будет грязь на дворе глубока. 

Мать придет и уснет без улыбки... 
И в затерянном сером краю 
В эту ночь у берестяной зыбки 
Ты оплачешь измену мою. 

Так зачем же, прищурив ресницы, 
У глухого болотного пня 
Спелой клюквой, как добрую птицу, 
Ты с ладони кормила меня. 

Слышишь, ветер шумит по сараю? 
Слышишь, дочка смеется во сне? 
Может, ангелы с нею играют 
И под небо уносятся с ней... 

Не грусти! На знобящем причале 
Парохода весною не жди! 
Лучше выпьем давай на прощанье 
За недолгую нежность в груди. 

Мы с тобою как разные птицы! 
Что ж нам ждать на одном берегу? 
Может быть, я смогу возвратиться, 
Может быть, никогда не смогу. 

Ты не знаешь, как ночью по тропам 
За спиною, куда ни пойду, 
Чей-то злой, настигающий топот 
Все мне слышится словно в бреду. 

Но однажды я вспомню про клюкву, 
Про любовь твою в сером краю 
И пошлю вам чудесную куклу, 
Как последнюю сказку свою. 

Чтобы девочка, куклу качая, 
Никогда не сидела одна. 
- Мама, мамочка! Кукла какая! 
И мигает, и плачет она...

Это автобиографическое стихотворение                photo69_NEW
(в этом чемоданчике кукла)   
"Из Североморска он поехал не в Ленинград, а в деревню, за счет окончательного разорения которой и оплачивались блистательные триумфы хрущевского десятилетия. Те первые реформы, что вызывали надежды на улучшение деревенской жизни, уже давно были сведены на нет кукурузными аферами Никиты Сергеевича, а широкомасштабное движение страны к коммунизму, начавшееся с разорения личных хозяйств и приусадебных участков колхозников, вообще отбросило деревню к временам коллективизации....

9 июня 1965 года, подписывая с издательством «Советский писатель» договор на свою книгу «Звезда полей», Рубцов дал адрес литинститутского общежития на улице Добролюбова. Других адресов у него тогда просто не было. В общежитии жили друзья, здесь можно было переночевать, прокантоваться и месяц, и другой, но без прописки жить в нашей стране не было разрешено никому. Тем более опасно было жить без прописки такому человеку, как Рубцов. Он самим своим видом, кажется, привлекал внимание стражей порядка.

        Однажды Рубцова задержали с чемоданом на Ярославском вокзале в Москве.

        — Что в чемоданчике?

        — Кукла...

        — Кукла?!

      Рубцов открыл чемодан, показывая купленную для дочери куклу, и эта кукла и спасла его от дальнейшей проверки. Милиционер не стал требовать паспорт, не стал проверять прописку. На этот раз Рубцову повезло. Но рассчитывать на подобное везение и в дальнейшем— не стоило." (В.Коняев. "Николай Рубцов"-из серии ЖЗЛ)

Поэт Андрей Грунтовский говорит, что у Рубцова православное вИдение русской жизни даже сильнее, чем у Есенина. <Благодаря тому он что вырос в небуржуазное советское время>, Рубцов близок к русским юродивым, а Есенин <выросший в буржуазное время Николая 2 >-нет.Что Рубцов скорей  ближе к Пушкинскому оптимизму <тоже небуржуазному, замечу в скобках>. Также у Рубцова по мнению Грунтовского сильна русская (странническая) песенная направленность. В этом отношении Рубцов с его неизменной флотской гармошкой - противовес заполонившей тогда все кухни нерусской "бардовской" стихие, и блатному "шансону", основанному на мотивах еврейской Одессы, но называемому сейчас почему-то "русским". 


Северный флот. 1955-1959 гг.
Теперь попробую сам порассуждать.
Постоянные метания  Рубцова между столицами и деревней (очень нужные ему для его поэзии), закончились в древней "почти столице Руси при Иване 4" Вологде- которая представляла собой во времена Рубцова нечто среднее между русской деревней и столицей. Для столичных жителей она -деревня, для деревенских - столица деревень.
Как говорит А.Грунтовский, - подобно Киевской Руси перед монгольским нашествием, в творчестве Рубцова русская нация пережила последний культурный всплеск, пред гибелью в застойно-перестройное, брежнеско-горбачевское время..

Дальше будет что-то другое, в этом новом, нерусском, что будет в России,-  нам можно скорей опираться на "Скифов" А.Блока, чем на Рубцова. Рубцов же останется памятью об умершей деревенской Руси (хотя сам в детстве не был "плоть от плоти деревни" как писатели-деревенщики Белов, и другие).  
Взгляд  Рубцова на деревню - взгляд со стороны, но "большое видится на расстоянии". И то что не увидели близорукие бородатые писатели-деревенщики, увидел постоянно курсировавший как комета, и оставлявший все свои семьи  Рубцов.Но видимо так было надо, иначе не было бы стихов.

PS И вот дочь Рубцова выросла....И даже понимает его стихи....
9055
Дочь Николая Рубцова - Елена Рубцова

В интервью корреспонденту «БалтИнфо» она призналась, что благодарна всем, кто поддерживает память об ее отце. «В детстве я все время так сильно ждала его с работы, что не могла нарадоваться, когда он приходил. Вообще папа меня баловал, на шее катал, он не был строгим. Сейчас, по прошествии лет я понимаю его стихи. Каждое произведение имеет особый смысл в разных моментах жизни», - пояснила Елена Рубцова.


русь

Контраст по динамике

И.А.Фомин считал прием контраста самым основным, безотказным  инструментом архитектора-художника, желающим создать выразительную композицию. 
Теория контраста у него , как свидетельствует его ученик А.М.Соколов, была проработана довольно детально.
Так, он различал следующие виды контраста:
-по величине
-по направленности (лежащий и стоящий объем, на чем Паперный построил целую теорию "Культура-2")
-по положению в общем целом(центр, края, симетрия-аисмметрия частей.)
- по форме( основные первичные формы наиболее контрастны, на этом основано обаяние футуризма-кубизма)
-по цвету и тону(светлый объем на темном фоне и наоборот)
Контраст акцента и спокойного фона
самый главный контраст-контраст по характеру("поражает и привлекает в Казанском соборе сочетание силы с нежностью")
----------
Виды контрастов можно и продолжить.
рискну добавить к ним контраст по динамике отдельных частей композиции. Это хорошо иллюстрируется конными монументами. Обычно скульптор изображает и коня и всаднинка в общей динамике, общем порыве. Тогда эффект несколько пропадает.Они же не единое существо.
---------------------------
Фальконе в "Медном всаднике" показал динамичного устремленного вперед коня,
   

и спокойного державного Всадника.



В этом контрасте характеров- и заключена самая изюминка образа "Медного всадника".

Интересно вышел из этой трудности Александр Бенуа, который должен был изобразить в иллюстрации к поэме Пушкина собственно "тя-же-ло звон-кое ска-кань-е по по-тря-сен-ной мос-то-вой".



как раз в те времена у нас стало популярно древнеегипетское искусство:




---------------------------------------
Врубель иллюстрируя "Демона" Лермонтова- взялся передать динамику в иллюстрации к стиху "Летел гарун быстрее лани, быстрей чем заяц от орла".

Конь должен быть предельно динамичным, но должен ли быть таким же сам всадник? НЕТ!
Всадник наоборот - скорчился, свернулся в какой-то клубок, несомый устремленным вперед конем.
Это видно и в первом эскизе

000238

и в окончательном рисунке-что называется летит "сломя голову"


vsadnik (1)
А если бы он как Чапаев или Буденный  сам был бы устремлен вперед-общая динамика была бы не столь выразительна.
русь

Врубель встречается с Л.Н.Толстым

Правда ли встреча с Толстым послужила для Врубеля толчком к созданию образа Пана?

Из листков Врубеля, озаглавленных "разговор с Великой Знаменитостью"




«Обтрепанный, маленький, невзрачный, едва ли не из тех Полячков, к которым с таким презрением относился Достоевский, предстал я, благодаря тому широкому гостеприимству, которым отличался хозяин «Скучной Поляны»,



перед угрюмые пронзительные волчьи голодные очи маститого, родовитого, но все же мужика,



которому и ноги не помогают, несмотря на то, что он их упражняет и велосипедом, верховой ездой и пахотой.
Ничего не делать < философия "недеяние", "непротивления злу" >
на первый взгляд — некоторое время оглянуться — не худо,...
но для этого надо иметь по крайней мере «Скучную Поляну».


Слава Богу, жизнь мудрее и хлещет отеческой рукой медлительных ленивых идиотов.


Где же беседа?
Спросит читатель.
Вы, так плохо себя зарекомендовавший в самом начале статьи, разглагольствования одни.

Да, мой собеседник молчал, но не как Христос перед Великим Инквизитором, а угрюмостью знаменитого Авгура драпируя пустое место, потому что отвечать ему было нечего.
Он мог бы молча поцеловать меня, как тот, у Достоевского, но слишком в нем, аристократе, моя фигура возбуждала брезгливость».


Кто это "тот у Достоевского"?
А вот кто : " он вдруг молча приближается к нему и тихо целует его в бескровные девяностолетние уста"("Легенда о Великом Инквизиторе")
 П.С.
А все-так и в Кирилловской церкви в Киеве Врубель при всей своей "деятельности" не создал таких
по-толстовски эпических росписей, как те которые сохранились там от более раннего времени- таких вот как это видение из Апокалипсиса, 12 века:

:

" И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих..."


русь

Схiдна Казка. Мiхайло Врубель

Теперь это так называется. Акварелька "Восточная сказка" размером примерно 30x30 см. выполнена Врубелем для богатейшего украинского сахарозаводчика Терещенко. Естественно, она оказалась в киевском музее. Помню какое фантастическое впечатление она произвела на меня  в реальности, на столике музея. А вот теперь появились и приемлемые репродукции в Интернете, только надо искать по украински.
Это фрагмент

img006_NE4W
русь

Что-то в этих 3 памятниках есть общее, Вам не кажется?

Памятник А.Сахарову, СПб
1914024wga
pamyatnik-akademiku-adsaharovu-v-sankt-peterburge-0002457289-preview

памятник И.Броскому, Москва
0_669a4_7dfc914_XL
автор памятника поэту, и памятника Ельцину в Екатеринбурге(который открывал медведев, а потом его облили синей краской)-Георгий Франгулян в своей мастерской
cvt47248
памятник В.Воровскому
вор vorovski-12 (2)
----------------------------------------------
Для сравнения
Пушкин
pushkin_0
Достоевский
dostoevskiy-f-m
русь

Церковь в картинах русских художников

Виктор Васнецов. Эскиз фасада храма
-----------------------
2332-3035-thickbox
--------------------------------
Сергей Милорадович. "Черный соловецкий собор против новопечатных книг"
---------------------------------
сергей милорадович черный соловецкий собор против новопечатных книг</p>


---------------------------------
Александр Морозов. "Выход со службы во Пскове"
александр Морозов


-----------------------------
А.Корзухин."Барыня-благодетельница"
а.корзухин


-----------------------------
Василий Перов (настоящая фамилия Криденер). "Никита Пустосвят. Диспут о вере"
Nikita_Pustosviat__Dispute_on_the_Confession_of_Faith

русь

Василий Белов "Всё впереди"



Прочитать роман можно тут-
http://glfr.ru/klassiki-i-sovremenniki/vasilij-belov/vse-vperedi-chast-pervaja.html

Может быть потому, что я человек городской, мне больше всего в творчестве Белова нравится этот роман. Уловлены реалии пред-застойного СССР, роман написан свежим, настоящим русским языком, вызывающим в памяти лучшие страницы прозы Тургенева и Гончарова.
Каждое время имеет своих писателей.
Может быть о времени 1970-х будут судить по этому роману.
Тогда действительно всё было впереди, туманная даль будущего России только смутно просматривалась. Было уже ощущение, что старое советское прошлое уходит безвозвратно, но что придет ему на смену было неясно. Хотелось надеяться на лучшее, СССР достигла небывалого могущества в мире.
В то же время и мещанство достигло уже каких-то запредельных размеров, за которыми смутно угадывалось возможное падение нравов.
Забрезжил уже свет православия, но и советский оптимизм, и "планов громадьё" ещё не покидали творческую интеллигенцию.
В общем, пора надежд...то, что явилось потом, никто не ожидал.

Хотя сравнивать художественные произведения- занятие неблагодарное, всё же "всё познается в сравнении". Попробую сравнить "Всё впереди" с другим любимым романом- "Чего же ты хочешь?" Всеволода Кочетова.
Кочетов написал свою вещь несколько раньше, чем написан роман Белова.
Тем не менее думаю, что у Кочетова точнее уловлены возможные опасности русского будущего, чем в беловском романе с обязывающим названием "Всё впереди".
Кочетов показал  и опасность надвигающейся с запада власовщины, и то, что советская история ещё  повторится и в чем-то аукнется.

По сравнению с умудренным и более жестким романом Кочетова, "Всё впереди" напоминает местами какой-то младенческий лепет, писатель как будто не видит, откуда что растет, он просто красиво описывает складывающиеся обстоятельства.
Но не зря говорят, что устами младенца глаголет истина.
 По ощущению, "Всё впереди"- роман более приятный и оптимистичный, чем "роман-предупреждение" Кочетова.

Предчувствие пост-индустриальной цивилизации у Белова уже есть, у Кочетова же несколько навязчив образ "прогрессивных рабочих", которых к тому времени в реальной жизни уже почти не было. Тем не менее мрачные возможности исхода российских событий у Кочетова предчувствованы точнее.
В общем- они разные, но в чем-то дополняют друг друга.
Кочетов-из Великого Новгорода, Белов-из Вологды.

Третий замечательный русский писатель который вспоминается  вместе с ними- Дмитрий Балашов.Тоже новгородец, как и Кочетов.
Он ушел в описание истории,
но его исторические романы - это тоже романы-предупреждения.
История повторяется.
И последний роман Балашова- "Бальтазар Коста", который я поочитал по совету ЖЖ-френда,как раз рассказывает о самом главном может быть тренде современности- о начале европейского ростовщичества. Казалось бы, какая связь между спекулянтами далекой Венеции с их католическими покровителями-кардиналом (а бывшим бандитом) Бальтазаром Коста,- и нынешними российскими реалиями?
А вот возможно, что связь самая прямая, и мы увидим это только тогда, когда уже будем сидеть на дымящихся развалинах исторической России.
русь

Лигачев. Тот кто выдвинул Ельцина и Коротича.

Я могу вам сказать о Виталии Коротиче, например. Что он тогда возглавлял?
— "Огонек".
— Правильно, "Огонек". До него редактором был Сафронов. Но в силу возраста его решили заменить. Начали подбирать замену. Позвонил мне кто-то из заместителей Яковлева по идеологическому отделу. Говорит: "Предлагается Коротич. Егор Кузьмич, вы хотите с ним переговорить?" "А что он собой представляет?" — спрашиваю. "Писатель,— говорит,— написал книгу об Америке". "Тогда,— отвечаю,— я прочитаю книгу и приглашу его к себе". Книга такая небольшая, забыл, как она называется. И я заметил, что в этой книге он здорово перехватил, ругая Америку. Ничего светлого от нее не оставил. Написал не очень правдиво и не очень справедливо. Пригласил его. Сказал, что он в книге перехлестнул сильно. "Да нет,— отвечает,— Егор Кузьмич, вы недооцениваете Америку! Это наш самый главный враг!" Поговорили. И я подумал, что у него взгляды очень приемлемые. И поддержал его назначение. Потом начал читать его продукцию — "Огонек". Ну, знаете ли! Вызвал его, причем тщательно готовился к встрече. Собирался с ним поспорить, поговорить по существу. Но оказалось, что даром терял время. Он открыл дверь в кабинет и вошел с поднятыми руками: "Егор Кузьмич, я виноват! Я недосмотрел, подписал не подумав! Я вообще слабый редактор! Дайте мне время, я еще не овладел этим делом!" Я второй раз его приглашаю, он опять входит с поднятыми руками. Тактика у него была такая. Уходил и продолжал делать то же самое.
— Но ведь согласились на его назначение вы. И вы же голосовали за резолюцию о гласности на девятнадцатой партконференции. То есть, как было принято говорить тогда, лили воду на мельницу ваших идеологических противников...
— Нет, это была правильная резолюция. Абсолютно правильная. У меня не было по ней никаких возражений. Я проголосовал за нее.

Подробнее: http://kommersant.ru/Doc/17063