Category: искусство

русь

П.П.Чистяков

И. Н. Крамской. Портрет Павла Петровича Чистякова (рисунок)


----------------------------------------------------------------------------------
В.Е.Савинский. Портрет П.П.Чистякова
Collapse )


П.П.Чистяков
"Се Человек!"


русь

Павел Чистяков.

Портрет матери художника (прямо американец Эндрю Уайет,живший 70 лет спустя!)

cms

Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия (эскиз к неоконченной  картине)

viewImg

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту
Collapse )
русь

Георгий Федотов. "Борьба за искусство"

"Мир эроса обещал, как будто, необычайно обогатить содержание опыта, освобожденное от этоса.(в искустве и литературе начала 20в.) Угадывали справедливо, что здесь найдена основная сила жизни, долго томившаяся в подполье. На самом же деле освобождение этой силы быстро привело к ее опустошению. Это зависело от того, что изучение ее протекало в плоскости ощущений, на которые распалась личность. (раньше рассматривалось творчество Чехова, как осколки распавшегося сплошного бытия)

Эротические находки (в сущности, возвращение к издавна известным элементарным формам) не могли искупить огромной, невознаградимой потери: потери любви. Любовь, которая с XII столетия была главным содержанием искусства, через одно—два поколения, отравленных элементарной стихией пола, сделалась вещью непонятной, ирреальной, и даже невообразимой.
Теперь стало аксиомой, что любовь не может быть темой искусства, будто бы потому, что ее изображение исчерпано до конца.

На самом деле, и здесь, как в сфере нравственных актов, мы имеем дело с исчезновением самой сферы действительности, подлежащей художественному изображению.

Любовь исчезла из жизни с той же неизбежностью, как из искусства. И
(поэтому) эротика быстро исчерпывает свои ограниченные возможности.

Эротика вместо любви. Жестокость вместо сострадания. Новый век начинается сознательной культурой жестокости: у Ницше, Уайльда, в России впервые даже не у Брюсова, а у Горького. Помимо остроты, свойственной этой теме, как реакции против христианского прошлого, жестокость имеет, конечно, свой эротический коэффициент. В наши дни война и революция сделали из жестокости и социальную добродетель. Нашему поколению представляется (в противоположность XIX веку), что жестокость — симптом силы. Мечтают обрести утраченную силу чрез убийство, подобно тому, как в средние века принимали от проказы ванны из человеческой крови. Но садизм тиранов есть только форма неврастении. Лишь своя, вольно пролитая, кровь имеет искупительное значение.

Так на протяжении одного поколения (fin de siècle) были разбиты те формы искусства и то чувство мира, которыми жил XIX век. То было более, чем крушением старых форм. То было гибелью человека. Человек, стержень мира, разбился на поток переживаний(там ранее он говорит об импрессионизме), потерял центр своего единства, растворился в процессах. Жизнь не противоречила искусству. В жизни нарастали огромные технические и социальные энергии, которые подготовили взрыв антропоцентрической цивилизации и грозят раздавить человека в столкновении безличных коллективов и разрушительных материальных сил."

Полностью статья тут - http://odinblago.ru/noviy_grad/10/3/
---------------------------------
И это ведь ещё до 2МВ написано!
Вот что мне нравится у Федотова-так это его стиль сплавляющий воедино разные пласты реальности, где за одной фразой (понятой в контексте) раскрываются бесконечные перспективы миров.


русь

Иван Билибин, царь Иван Грозный, и Павел Рыженко

Иван Билибин на фоне портрета своего предка
Collapse )

Билибины - старинная фамилия, упоминаемая еще в документах времен Ивана Грозного;
на этой фотографии он позирует на фоне эрмитажного портрета своего предка 18 века, кисти Левицкого.

Но прямые 
предки художника - именитые калужские купцы.
Билибин сформировался как художник в годы развития капитализма в России,
его основным заказчиком были антимонархически настроенные буржуа, а не дворяне,
К тому же жанр книжной и журнальной графики, избранный художником,
автоматически причислил его к бойкому и малочистоплотному племени деятелей СМИ.

Именно этим объясняется, на мой взгляд, тот факт, что талантливый художник,  
идя  на поводу у своих буржуазных заказчиков,
подпал под господствовавшее в антимонархической и русофобской среде негативное
отношение к великому государю Ивану Грозному как к недалекому, злобному, и больному тирану.


Вот такой страшноватенький образ Ивана 4 нарисовал нам Билибин в иллюстрации к лермонтовской

"Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича, и удалого купца Калашникова".

64671
 
http://v-himera.livejournal.com/137272.html

Я обычно не люблю размещать у себя в ЖЖ работы выпускников глазуновской школы.
Мне кажется, что в них есть некоторая пошловатость и по живописи они не безупречны.
Но здесь сделаю исключение для хорошей картины, в общем-то лучшего на мой взгляд из этих выпускников
-художника Павла Рыженко

"Царево молчание". 


Дело в том, что работы художников конца 19 века, при всей их художественности, почти все проникнуты этой "карамзинщиной",
они все в той или иной мере изображают Грозного как психически больного человека,
что не так.
русь

Иван Владимиров, художник-очеркист

Заканчивает художник свою деятельность показом новой власти: важнейшая его картина этих лет-
И.В.Сталин и В.И.Ленин в Разливе.
1 вариант
lenin_i_stalin_v_razlive

2 вариант
tn00000I
ещё интересный рисунок:
"Лишенцы"
c31c0f04548d
и картина на эту же тему

xx1-90

русь

Иван Владимиров, художник-очеркист

Иван Владимиров, как сказано в Википедии, был"сыном английской акварелистки".
Есть в жизни этого художника что-то авантюрно-приключенческое.
Начать с того как он вошел в "большую русскую живопись".

После того, как ему отказали в приеме работ на выставку,он пошел на хитрость:
написал несколько финских пейзажей в духе примитивизма, подписался по-фински псевдонимом,
уехал из Петербурга  в финскую глушь и отправил оттуда работы посылкой,
написав что он простой финский рыбак,любит природу, услышал о выставке и вот решил попробовать...
Работы сразу приняли, а сам Бенуа написал о них восторженный отзыв.
Пресытившиеся рафинированные интеллигенты, деятели "Мира искусства", тогда обожали работы присланные из глубинки,
с "нерусским", региональным  подходом.
Рафинированная интеллигентщина всегда любит "региональный подход",
- вспомним что и троцкисты, и Г.В.Старовойтова  назывались "межрегиональной группой".
Они балдели тогда, в начале века-  как от простых финских рыбаков, так и от "простых местечковых часовых дел мастеров"(:-(.

После того, как картины были проданы и ушли за границу, после колоссального успеха Владимиров явился на выставку,
и раскрыл свой обман.
Бенуа так и не увидел заочно превознесенного им несуществующего безвестного финского художника-рыбака (:-)
Репин, творчески и идейно оппонировавший "мирискусникам",
так обрадовался этому удачному розыгрышу, что поздравил молодого художника специальной открыткой.

Vladimirov-krocvavoe-voskr

2012-02-01_130646
Иван Владимиров откликнулся на события 1905 года 2 картинами с изображением расстрелов,
и аллегорически,- этюдом к лермонтовскому "Купцу Калашникову".

---------------------------------------------------------------
Collapse )


Russian_poster_WWI_042
Пришла 1 мировая война, и Ивана Владимирова взяли в действующую армию художником,
также он рисовал плакаты агитирующие за займы в помощь русской  армии.
Профиль пулеметчика на плакате о займе станет в дальнейшем "фирменной маркой" художника,
но будет сатирически трансформирован.

0_63f8f_ffd9b130_XL
"Русские своих не оставляют",1916 г.

Collapse )

. Дальше было ещё интереснее, но это будет темой следующего поста.

русь

Михаил Константинович Клодт



Это мастер эпического пейзажа, он в 1870-е годы вел пейзажный класс в Академии художеств. Его пейзажи верны натуре, и точно показывают природу, причем его русские пейзажи всегда очень пространственны, и раскрывают далекие горизонты.
В конце 1880-х годов М.К.Клодт поссорился с художником Куинджи, и вышел из товарищества передвижников, ушел он и из академии, где в пейзажном классе стал властвовать Куинджи.

Темперамент Куинджи нравился публике больше, чем холодноватые и точные пейзажи Клодта. Но горячий грек, на мой взгляд, все таки несколько грешил перед реалистической правдой в угоду декоративной красивости, изобретал разные художественные эффекты, как будто сама по себе русская природа не достаточно красива.
У него было множество любимых учеников-Пурвит, Богаевский и другие, которые довели такое "творческое" отношение к пейзажу почти до аляповатости.
О жизни же выгнанного из Академии П.К.Клодта в 1890-е годы ничего не известно, до самой его смерти в 1902 г, кроме того, что из-за болезни глаз художник в последние годы уже почти ничего не писал.

"Волга у Симбирска"

KlodtM_VolgaPodSimbirskIRK




Collapse )


Деревенька под снегом
3758

Вечер на реке Мологе

Collapse )