Владимир (atrey) wrote,
Владимир
atrey

Categories:

"По прихоти своей скитаться здесь и там"(А. С.Пушкин)

"Свободно искусство,
скована жизнь".

(надпись на обложке монографии о Врубеле, изданной во времена расцвета гриновского таланта-в 1910 годы)


Важным качеством гриновских "недотрог" является их обычность, неталантливость ни в какой области искусства или науки, спорта, духовной практики, и т.д. отраслях человеческой деятельности, требующих самоотверженности, или какой-то  жертвы.
На жертву эти "недотроги" обычно не способны.
По существу это те же обыватели, только более ранимые(от других, "толстокожих" обывателей).
Это последнее качество (ранимость) предопределяет сам характер и судьбу такого человека.
Прихотливый и капризный,
болезненно чувствительный ко всякому нарушению своего внутреннего ритма жизни, пусть и с самыми добрыми намерениями,
остро реагирующий на всякие "несовпадения" в общении с другими (пусть и доброжелательно к нему настроенными) людьми,
- такой человек, однако, не имеет в своей жизни "отдушины", коей для человека талантливого является уход в область своего искусства.

Он остается на жесткой земле, остается терпеть и страдать от всех уколов и "несовпадений", поскольку своего виртуального мира у него по существу нет.
Постепенно такой человек становится всё более скрытным, и, как следствие постоянного принуждения к нежеланным контактам, без которых не прожить в большом городе,- становится по житейским меркам - лживым.
Ему трудно верить на слово,
трудно с ним вести какие-то дела, или долгосрочно сотрудничать.

Вот и у А.Грина два главных героя "Недотроги" по сути - врут приютившим их хозяевам, что у Хариты должен начаться эпилептический припадок. Они почему-то не могут сказать этим людям простую причину своего ухода - что они им не симпатичны из-за каких то мелочей. Интересно что сам автор воспринимает такое их враньё как вполне естественное

Но они не из страха не могут сказать людям правду,
а скорей из отвращения к подобным "выяснениям отношений", из-за "душевного скрипа".

Потому большая часть общения "недотрог" с другими происходит, грубо говоря, на основе умолчаний или вранья.
 Очень хорошо Грин показывает что на это враньё первыми реагируют дети (дети той семьи, которая приютила путников-"недотрог").
Можно воспринять истории Грина как лживые, можно как возвышенные.

"Когда же из рук твоих выпала книга
И звякнули зубы о грани стакана,
Я бросился к морю!
В нем не было брига.
Была предрассветная дымка тумана"

--------------------------------------------------------------------------
Это та ахиллесова пята образа, из-за за которой произведения Грина столь избирательно действуют на читателей и людей разных эпох
-то они издаются бешеными тиражами (и вскоре поневоле опошляются), то о них забывают  вообще.

"Маятник читательских предпочтений" по отношению к нему  на протяжении вот уже целого века не имел стабильного положения (как это обычно бывает у классиков)
-или повальное увлечение заканчивающееся пошлостью,
или забвение,
сочетающеся с поисками, проводимыми отдельными немногими читателями,
интересующимися  некими утонченными смыслами..(чем и я тут пытаюсь заниматься)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments