Владимир (atrey) wrote,
Владимир
atrey

Categories:

Снос Александро-Невского собора мучениками - поляками

Собор действовал только 2 года.  В 1914 г. Царь Николай 2 начал империалистическую войну России с Германией.




В начале 1915 года в ходе Первой мировой войны русское население было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александра-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. В ходе оккупации Варшавы немецкими войсками собор использовался в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта. С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.

http://ic.pics.livejournal.com/maptys/32899326/68223/68223_original.jpg

После возвращения независимости Польше в 1918 году , уже через 2 года начался снос колокольни (на ней был пятый по величине в Российской империи колокол). Она была снесена в 1922 году.
Собор воспринимался поляками как символ русского господства. Нашлись и искусствоведы захотевшие уничтожить творчество Бенуа, Покровского и Васнецова. Искусствоведческий факультет Университета Стефана Батория в Вильнюсе подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности[5].


    
проект приспособления под костёл (арх.Стефан Шиллер) и для сравнения первоначальный проект Л.Бенуа

Были предложения полностью переоборудовать внешний вид собора под католический костёл. Писатель Стефан Жеромский выдвинул идею о создании в соборе музея мартиролога (мученичества) польского народа или этнологии. Однако наиболее популярно было утилитарное мнение: так как после отсоединения Польши от России православных прихожан в Варшаве практически не осталось, собор, как символ чужоземной веры, занимающий много места на одной из основных площадей Варшавы и не представляющий собой выдающегося произведения архитектуры, должен быть снесён.

Невзирая на незначительные протесты, собор был снесён в 19241926 годах, вместе с другими православными храмами в Варшаве (действующими остались только две православные церкви). Придавая большое политическое и национальное значение разрушению крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат также выпустил специальный заём, дабы  «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса[2].

http://img-fotki.yandex.ru/get/9/urkolov-ivanov.d/0_226c5_ebd22f84_XL.jpg



Все возражения и протесты были напрасны: собор был разрушен в период с 1924 по 1926 год. Для его уничтожения понадобилось 15000 малых взрывов. Вот как сложилась судьба его останков: мраморные плиты из собора пошли на облицовку различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровскую церковь в Барановичах. После скитания по фондам Национального музея в Варшавы другие фрагменты нашли свое пристанище в православном храме Марии Магдалины на Праге (правобережной части Варшавы). Но самая богатая добыча ждала инициатора проекта "займа причастности" Юзефа Пилсудского, правда посмертно: яшмовые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове [7].



Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе ХХ столети христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти.  Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше,чем в других странах. Вслед за ликвидацией в первые два года существования независимой Польши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II Речи Посполитой началось массовое уничтожение православных святынь. Во многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители являлись коренным населением, были разрушены городские православные соборы. Одновременно с варшавским, в 1924-1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в г. Люблине - первая епископская кафедра св. Патриарха Тихона.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments