Теория контраста у него , как свидетельствует его ученик А.М.Соколов, была проработана довольно детально.
Так, он различал следующие виды контраста:
-по величине
-по направленности (лежащий и стоящий объем, на чем Паперный построил целую теорию "Культура-2")
-по положению в общем целом(центр, края, симетрия-аисмметрия частей.)
- по форме( основные первичные формы наиболее контрастны, на этом основано обаяние футуризма-кубизма)
-по цвету и тону(светлый объем на темном фоне и наоборот)
Контраст акцента и спокойного фона
самый главный контраст-контраст по характеру("поражает и привлекает в Казанском соборе сочетание силы с нежностью")
----------
Виды контрастов можно и продолжить.
рискну добавить к ним контраст по динамике отдельных частей композиции. Это хорошо иллюстрируется конными монументами. Обычно скульптор изображает и коня и всаднинка в общей динамике, общем порыве. Тогда эффект несколько пропадает.Они же не единое существо.
---------------------------
Фальконе в "Медном всаднике" показал динамичного устремленного вперед коня,
и спокойного державного Всадника.
В этом контрасте характеров- и заключена самая изюминка образа "Медного всадника".
Интересно вышел из этой трудности Александр Бенуа, который должен был изобразить в иллюстрации к поэме Пушкина собственно "тя-же-ло звон-кое ска-кань-е по по-тря-сен-ной мос-то-вой".
как раз в те времена у нас стало популярно древнеегипетское искусство:
---------------------------------------
Врубель иллюстрируя "Демона" Лермонтова- взялся передать динамику в иллюстрации к стиху "Летел гарун быстрее лани, быстрей чем заяц от орла".
Конь должен быть предельно динамичным, но должен ли быть таким же сам всадник? НЕТ!
Всадник наоборот - скорчился, свернулся в какой-то клубок, несомый устремленным вперед конем.
Это видно и в первом эскизе

и в окончательном рисунке-что называется летит "сломя голову"

А если бы он как Чапаев или Буденный сам был бы устремлен вперед-общая динамика была бы не столь выразительна.