?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Rozhdestvo_Hristovo_Ikona_2_NEW

Икона “Рождество Христово”

“Раскол” или старообрядчество — сложное и противоречивое явление русской истории. В XVII — самом начале XVIII века оно было тесно связано с народным движением: посадом, стрельцами, крестьянством, казачеством — всеми, так сказать, оппозиционно настроенными по отношению к власти. Известна роль старообрядчества и в развитии культуры русского Севера. Всякий памятник (а они чрезвычайно редки), связанный с ранней историей раскола, представляет интерес. Именно к такому роду памятников относится хранящаяся в Свердловской картинной галерее икона “Рождество Христово”.

Сведения о первоначальном происхождении “Рождества Христова” утрачены, но ряд особенностей дают основание видеть в иконе работу северного мастера. В цветовой гамме много киновари и празелени. Очень характерны лица святых — одутловатые, с выпуклыми круглыми глазами, “птичьими” носами, неестественно изогнутыми маленькими ртами — так их писали северные мастера.

В причастности “Рождества” к старообрядчеству убеждают и особенности иконографии. В иконописных подлинниках того времени говорится: “ ...Пречистая лежит в вертепе при яслех, наподобие мирских жен по рождении, еще же и баба Саломия омывает Христа, девица подает воду и льет аки в купель, и сему подражая древнии иконописцы, которые мало знали Священное Писание... "

Согласно новым представлениям в конце XVII — начале XVIII столетия Богородицу изображали сидящей у ясель Младенца Христа, а не возлежащей на ложе; от повитухи отказались совсем.

Иначе представлено Рождество на иконе из Свердловска: в центре композиции — возлежащая на ложе Богоматерь, за Ней — вертеп с яслями Младенца; направо — волхвы с дарами; налево — сцена благовестия; внизу — Иосиф со старцем и Соломия [1] с прислужницей. Такая иконография традиционна для рождественских икон XV — первой половины XVII века. Позднее она встречается в провинциальных, а также старообрядческих памятниках, сознательно ориентированных на “древлее благочестие”.

Контуры композиции “Рождества” четко отмечены графьей, которая, очевидно, выполнена по прориси иконы, написанной еще до раскола. Без графьи нимб вокруг головы Соломии, орудия страстей и каравай хлеба с зажженными на нем свечами в руках ангелов. Эти детали совершенно необычны для иконографии Рождества и не встречаются ни в одном из известных нам памятников. Объяснить их можно, приняв во внимание старообрядческое происхождение иконы.

Как святая, Соломия почиталась у старообрядцев. Известная под именем “бабушки Соломониды”, она пользовалась большим уважением. В наговоре при вспрыскивании водою ее именем ограждали от дурного взгляда. 26 декабря старообрядцы чествовали святую Соломию, угощая всех повитух. На принадлежность к старообрядчеству указывает подчеркнутое двуперстие Соломии, напоминающее о споре раскольников с официальной церковью: как подобает креститься христианину, тремя или двумя перстами.

Старообрядческая иконопись и старообрядческая духовная поэзия были подчас очень близки, и в этом смысле интересно то, что “Рождеству” из Свердловской галереи подыскивается поэтическая аналогия — духовный стих “Сон Богородицы”. “Сон” рассказывает, как Марии приснилось, будто у Нее родился Младенец Христос; Она пеленала и ласкала Его, и вдруг — увидела перед Собой крест с распятым Сыном. Проснувшись от ужаса, плача, Богородица рассказала Свой сон Иисусу, на что Тот ответил:

Я Сам про этот сон знаю.……………………………
Быть Мне Христу распинаша,
И ты, Моя Матушка, услышишь,
Прибежишь ко Мне со слезами,
От жалости станешь ко Мне плакать.
Не плачь, Матушка Мария...
Не плачь, не плачь, Матушка Мария!

Пелось в нем и о Соломии:

Христа Бога повивала,
На свои руки принимала,
Во пелены повивала,
В поясы совивала...
Бабушка Саломея

“Сон Богородицы” распевали, бродя по дорогам, калики перехожие. Но особенно популярен он был у раскольников, старообрядцы не праздновали, а оплакивали рождение ребенка.

С народной поэзией и обычаем старообрядцев — оплакивать новорожденного — связано также изображение каравая хлеба с зажженными на нем свечами. Потухшая свеча символизировала угасшую человеческую жизнь. Эта метафора встречается и в народной поэзии:

Не становится у нас млада царевича...
Угаснет свеча воска ярого,

— пели в русской песне.
… падет человек, свеща угаснет...

— причитали раскольники в плачах.

“Рождество Христово” — воплощение в образах и красках старообрядческого восприятия мира. Связанная с обычаями и духовной поэзией раскольников икона выразила в яркой художественной форме психологический настрой определенной части русского общества. 
http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Icons_12/L_Taktashova_Neizvestnaya_staroobryadcheskaya_ikona.htm

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
karpets
Jan. 6th, 2013 01:15 pm (UTC)
+
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

русь
atrey
Владимир
Website

Latest Month

August 2014
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel