?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во имя Кого освящен храм Святой Софии Киевской: во имя Божией матери или во имя Христа? (О мистических истоках одного «благочестивого» заблуждения).

Приближается юбилей основания древнего Софийского собора в Киеве. Есть такие храмы и в Великом Новгороде в России, и на Белой Руси. Но не каждый православный сможет ответить на вопрос: «А кому они были посвящены при основании - Божией Матери или Христу? Когда отмечать престольный праздник Софийского собора?» (кликнуть заголовок).
Ответ найти достаточно просто. Греческое слово «Софиа» означает «Премудрость». Так вот, кафедральный константинопольский храм Святой Софии - прототип Софии Киевской, был освящен В ЧЕСТЬ ХРИСТА – БОЖИЕЙ ПРЕМУДРОСТИ И СИЛЫ. Именно так именуется Христос в благодарственных тропарях после причащения, читаемых после литургии Святого Иоанна Златоуста – патриарха Константинопольского: «О, Христе, БОЖИЯ ПРЕМУДРОСТЬ и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем Дне Царствия Твоего".
Тропарём в честь Святой Софии в Константинополе был не богородичный, а христологический гимн строителя храма - византийского Императора Святого Юстиниана - "Единородный Сыне". Позднее, наряду с первым, вторым тропарём храма стал гимн "Рождество Твое, Христе, Боже наш".
Первый гимн храма Святой Софии (творчества Святого Царя Юстиниана) было сразу решено петь в чине литургии во всех храмах Империи - между т.н. антифонами-псалмами: как догмат Церкви, правильно учащий о Боговоплощении Сына Божьего против христологических еретических учений. Гимн в честь превечного воплотившегося ЛОГОСА (Слова Божьего) звучит и ныне во всех православных храмах.
Престольный же праздник храма Святой Софии в Константинополе отмечался ромеями-византийцами на Рождество Христово, а, по аналогии, так было установлено и в Софии Киевской домонгольского периода.
Таким образом, в центре "Матери городов русских", в православном Киеве, как и в имперском Константинополе, находился, и ныне возвышается, величественный Храм в честь превечной божественной СВЯТОЙ СОФИИ - ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. В этом свете и Патриарший ХРАМ ХРИСТА-СПАСИТЕЛЯ в Москве, есть также храм Софийный - первопрестольный Московский Софийский Собор.
Заметим, что и в освятительной литургической молитве-анафоре величайшего Учителя Церкви - Святого Василия Великого, Господь Иисус Христос именуется "превечной Софией" - "превечной Премудростью". Вот этот текст: "Сущий Владыко,...Ты – Отец Господа нашего Иисуса Христа – великого Бога, Спасителя и упования нашего, Коий есть Образ Твоей Благости, равнообразный Отпечаток, являющий в Себе Тебя – Отца, (Коий есть) Твое Живое Слово, Бог Истинный, ПРЕВЕЧНАЯ ПРЕМУДРОСТЬ (ПРЕВЕЧНАЯ СОФИЯ), Жизнь, Освящение, Сила, Истинный Свет, Коим явился нам Дух Святый – Дух Истины" http://vladyka-ionafan.ru/liturgy .
(На алтарном своде Киевской Софии находится древнее мозичное изображение молящейся Богородицы, с воздетыми к Сыну Божьему руками - "Оранта", что, по-видимому, и дает некоторым повод, вопреки вышеизложенному, неверно полагать, что престольным праздником Киевской Софии было Рождество Пресвятой Богородицы, а Сама Пресвятая Богородица и есть "Святая София - Премудрость Божия").
Как же получилось, что уже в средние века «Святую Софию» на Руси кое-где стали понимать как Личность Богородицы? Обстоятельный научный ответ дал покойный митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) в своем исследовании новгородской средневековой иконографии «Святой Софии – Премудрости Божией» - фигуры в женском облике и с крыльями за спиной. Его интереснейший труд был им опубликован в одном из выпусков журнала Московской Патриархии «Богословские труды».
По изысканиям святителя «мариологическая софийная» иконография не может претендовать на статус канонической, поскольку ее «родословная» восходит к небезизвестным тамплиерам, и далее, - в тёмные глубины древнеегипетского образа и почитания языческой богини Изиды. Через западных еретиков эта «иконография» была занесена в пределы средневекового Великого Новгорода, где и ныне можно услышать следующий припев к доморощенному акафисту в честь Божией Матери: «Премудрость Божия – Софие, моли Бога о нас!». Из средневековой, зараженной мистическими ересями Польши, «мариологическая софийная иконопись», вероятно, попала и, в возрожденный после 300-летнего полного запустения после ордынцев-татар, Киев. Среди европейских масонов феминистические избражения таинственной "Софии" также пользовались популярностью.
Однако, следует помнить, что «мариологическая софиология», как одно из «новомодных» течений в русской богословской мысли конца девятнадцатого-начала двадцатого столетия (В.Соловьев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский и др.) была осуждена как ересь Собором Русской Православной Церкви Заграницей и указом Святейшего Патриарха Сергия: в ней была усмотрена кощунственная мистическая "Дева" как "четвёртая ипостась" во Святой Троице.
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, обличая заблуждения "мариологического софианства", писал: "Если, всё же продолжится искание новой веры и новой премудрости, то верные сыны Церкви да останутся непоколебимы в Православии, воспевая единым сердцем и едиными усты: "Не мудростью и силою, и богатством хвалимся, но ТОБОЮ - ОТЧЕЮ ИПОСТАСНОЮ МУДРОСТИЮ, ХРИСТЕ, несть бо свят паче Тебе, Человеколюбче" (ирмос 3-й песни канона святым первоверховным апостолам Петру и Павлу).
http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=news&action=fullinfo&id=35668