Владимир (atrey) wrote,
Владимир
atrey

Categories:

"И.В.Сталин как философ"-статья профессора Комарова


http://www.cprfspb.ru/3376.html

Как у всякого профессора философии (он сейчас преподает философию в двух академиях)-статья Комарова (выступление на юбилейной конференции,прошедшей недавно  в областном центре Ленинградской области)
-несколько тяжеловата для сплошного чтения, пере-насыщена терминами и ссылками.

Но несколько интересных цитат все же выделю

"В духовном училище и семинарии прилежный отрок из бедной семьи хорошо усваивал нравственные принципы протокоммунистического учения Иисуса Назорея, а затем юношей-семинаристом   с помощью чтения "нерекомендованной" литературы усваивал основы обыденного, реалистического мировоззрения трудового народа. "

«Жесткость и суровость Сталина всегда сочетались с его гибкостью, умением  подняться над привычным и шаблонным, быстро отказаться от курса, который заводил страну в тупик, и найти нестандартное решение, отвечающее реалиям сегодняшнего дня. При этом он не поступался принципами, которыми он руководствовался всю свою сознательную жизнь, и сохранял верность многим из духовных ценностей, обретённых им  в течение своего сложного жизненного пути» (7, с. 530).

"Можно отметить, что в гносеологическом отношении всякая философия есть феномен логического мышления. На философское мышление Иосифа оказала мощное воздействие культура православного миросозерцания. Некоторые исследователи позже отмечали свойственную сталинскому мышлению
катехизисную логическую форму, в которой с византийских времён переплетались своеобразно элементы формальной логики и наивной диалектики. "

"От ортодоксального академизма (марксистко-ленинской философии) сталинское мышление до конца жизни спасала богатая  журналистская практика в партийной и мировой прессе. "

"Профессор Чуринов Н.М. справедливо заметил, что «… всякий исследовательский подход формируется на основе практической деятельности в рамках принятой модели мира, эмпирически выверенного  континуума самоутверждения и жизнеспособности того или иного общества» (там же, с. 135). Это положение можно конкретизировать применительно к особенностям сталинского философского творчества. "

русские философы, «с древних времён великолепно усвоив византийский аристотелизм, в той же самой мере как и Запад, придали фундаментальное значение анализу  совершенства общественных отношений, т.е. отношений  между людьми и отношений между природой и обществом» (там же, с. 140).
если западные общества самоутверждаются в рамках той полноты, которая раскрывается набором степеней свободы, то общество русского мира самоутверждается в пределах той полноты, которая реализуется в актуальном спектре совершенства общественных отношений» (там же).

«Единая и неделимая природа, выраженная в двух различных формах – материальной и идеальной; единая и неделимая общественная жизнь, выраженная в двух различных формах – в материальной и идеальной, –  вот как мы должны смотреть на развитие природы и общественной жизни. Таков монизм материалистической теории»(слова Сталина)

"После кончины великого марксистского вождя мирового пролетариата Сталин приступает к освоению философских оснований многогранного ленинского учения. С этой целью он приступает в 1925-1928 годах к глубокому изучению философии Гегеля под руководством крупнейшего советского специалиста по диалектике Яна Эрнестовича Стэна. До этого и в ходе занятий, а также после них Сталин изучал труды Канта, Спинозы, Декарта, Фейербаха, по истории материализма, по психологии, социологии. Наряду с "Капиталом", "Диалектикой природы", философскими работами В.И. Ленина Сталин читал книги "Маркс и философия", "Ленин и философия", "История новой философии".

Мне думается, что Иосиф Виссарионович занялся изучением диалектики по Гегелю по двум взаимосвязанным мотивам: во-первых, он знал об особом внимании Ленина к "Науке логики" Гегеля в 1915-1916 годах и, во-вторых, он хотел глубже понять корни ленинской критики философских  ошибок Троцкого и Бухарина в ходе известной дискуссии о профсоюзах.
Занятия со Стэном, замдиректора Института К. Маркса и Ф. Энгельса, профессором Института красной профессуры, часто приобретали, по некоторым свидетельствам, характер диалогов. Генсек всё время донимал своего "учителя" вопросами типа «А какое практическое значение имела данная философская концепция?». Он порой удивлял молодого профессора знанием многих узловых  тезисов различных философских школ. «Однако, –  как пишет бывший работник Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС В.В. Суходеев, – со временем эти диалоги перестали удовлетворять И.В. Сталина из-за схоластичности, оторванности от реальной практики, а то и теоретических ошибок Стэна» "

и т.д.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments