Владимир (atrey) wrote,
Владимир
atrey

Categories:
"Школа началась под деревом, где в жаркий летний день вокруг человека, желающего что-то рассказать ,- собрались люди, желающие что-то узнать"...

«Макаровские чтения»


Оксфорд, Гарвард, Итон, Кембридж, Латинский квартал… и совсем свеженькое, вчерашнее путинское - «нужно научить учиться!».
***

Учитель невозможен без Ученика, Ученик - без Учителя.
Но нужно ещё Дерево, под сенью которого им обоим хорошо.
Как говорил американский эстонец, архитектор Луис Кан- «школа началась под деревом, где в жаркий летний день вокруг человека, желающего что-то рассказать, собрались люди, желающие это узнать».

Лучше в свободной и ненавязчивой форме, так лучше западает.
***

Почитаешь платоновские рассказы о Сократе – и впрямь обстановочка, как вокруг летнего пивного ларька застойных времён: собрались праздные бродяги под сенью СТОИ…
-Эге, а вон и Сократ идёт! Привет, Сократ! Опять потихоньку к нам из дома сбежал?
–Нет, вполне легально. Меня Ксантиппа на рынок послала- «всё равно ,-говорит,- проку от тебя дома никакого». А я вот к вам сюда, под стою! Я ненадолго.
-Да, знаем мы это твоё «ненадолго»! До вечера с нами тут простоишь! Вот познакомься, этот парень только что из Милета, вам будет о чём потрепаться! А Платон вас запишет! Правда, Платоша?
Из тени выходит ещё молодой, но не по годам серьёзный, широколобый и плосколицый грек по прозвищу Платон (что значит «плоский»), достаёт стило и … (ой, забыл, на чём они тогда писали)…
***

«На вековой скамье - в восьми томах Платон, - складной без дров очаг, наивный враг зимы…» (М.Щербаков)
***

В тёмное средневековье сформировалась уже иная система интеллектуального пространства – над Учителем и Учеником выросло иное «Дерево». Иные споры схоластов продолжались не одно поколение. Спорящие рождались, жили и умирали, а Истина так и оставалась невыясненной. Аркадий Александрович Любищев приводил в пример таких бесконечных споров - «спор об универсалиях», длившийся (над наследием Аристотеля) несколько веков.
***

Радио «Свобода» говорит, что структура средневекового схоластического интеллектуального пространства в принципе сохранилась в мировой фундаментальной науке до нашего времени. Но очевидно, что Интернет даёт уже принципиально новые возможности его организации. Правда, (мне например) пока непонятно, как эффективно избавляться от засорения он-лайнового времени тривиальной и повторяющейся информацией. Изобрести бы такой фильтр, отсеивающей всякие повторы, но пропускающий КАЖДЫЙ проблеск чуть-чуть иной трактовки темы иным юзером…
***

Вот достойная задача для вас, Программисты!
***


Но я хотел поговорить о мирах Учителей и Учеников, и о Школах. Их в Питере многоо.
Есть городок Политеха, есть район Военмеха (откуда сейчас самые толковые коммунисты), есть Университет Профсоюзов, есть другие миры и школы, которых я мало знаю. Я сейчас хочу о тех, что знаю лучше.

Пять лет я можно сказать, жил, в одном из таких Питерских миров - между 3и4 линией В.О.- миром Академии художеств, причем мир этот концентрировался скорее не в стогом и помпезном музейном здании на Набережной, - а в глубине, возле так называемого «Литейного двора» (где скульпторы-академисты ещё начиная с 18 века отливали своих истуканов). Здесь была своя иерархия, в которой главное место было уделено не нам, архитекторам, а живописцам и тем же скульпторам, про графиков говорили «график-нафиг», а искусствоведов недолюбливали, и подозревали, что соседние искусствоведы (из Универа) умнее.
С этим, расположенным совсем рядом, ближе в Стрелке, миром Универа мы тогда контактировали мало,- скорее кто-то из искусствоведов закорешился бы с музыковедами из расположенной за рекой Консерватории, чем с этими «сухими учёными» из Универа.

Но я всё же косвенно прикоснулся к миру Универа позже, - когда, готовясь к сдаче канд. минимума по философии слушал лекции в здании Академии Наук, в этом красивом зале на 2 этаже, за ломоносовской мозаикой, окнами на Неву. Там было несколько лекторов из Универа, но мне запомнились именно лекции Макарова по истории философии, которые мы называли между собой «макаровские чтения».
Лектор, человек с юмором, с самого начала предупредил, что он намерен несколько изменить структуру курса: « - тут мне предписывается четверть курса отвести классикам марксизма-ленинизма. Но я думаю, что вы и сами сможете это пройти, так как тема очень детально разработана в нашей науке. Я же, если вы не против, хотел бы уделить больше часов античной философии: во-первых, потому что в ней уже содержались в зачатке все дальнейшие направления философской мысли, во-вторых, - потому что это моя специальность… Если вы не против конечно, и если (по понятным причинам) не будете особенно об этом распространяться вне, так сказать, стен»…
Мы (все двести человек!) были не против.
И вот, поскольку всем проверяющим с кафедры научного коммунизма было влом долгими зимними вечерами вместо телевизора слушать об особенностях милетской школы,- Макаров читал нам в этом красивом, тёплом в самые морозы полупустом зале с колоннами в своё удовольствие всё, что хотел.
Он читал нам античную философию вместо двух месяцев - почти год, с сентября до апреля!
***

Замечательны были его «лирические» отступления от темы. Одно из них я запомнил очень хорошо.

Начальная лекция по Сократу – общий очерк его системы, его жизнь и смерть.
Как чем-то само собой разумеющимся, лектор закончил эту тему следующей мыслью:
- Почему демократические афинские судьи были так заинтересованы осудить его, совершенно безвредного казалось бы для общества человека? Ну вы же знаете, что борющиеся между собой общественные группы во все века охотятся в первую очередь на ЛУЧШИХ в стане врага,- на самых умных, самых достойных, самых благородных… ну зачем им охотиться на всяких посредственностей или людей с сомнительной репутацией? Их-то в стане врага как раз надо поберечь, чтобы при случае сказать всем колеблющимся и сомневающимся - вон этот у них, смотрите, - и в том замешан и в этом… вот они все такие редиски, нехорошие люди. Подонки у врага - это для другой стороны «золотой фонд», чётко дискредитирующий защищаемые врагом идеи, их ни в коем случае нельзя уничтожать. В период всякой смуты или гражданской войны каждая сторона стремится уничтожить у другой в первую очередь - ЛУЧШИХ. Поэтому общий уровень «человеческого материала» у общества, выживающего после общественных смут - и с одной и с другой стороны всегда оказывается ниже в разы, чем до них… Вопросы есть?»
И Макаров начал складывать в свой, подчёркнуто допотопный, изысканно потёртый учительский портфель рукописные листки с лекцией.
***


Но вместо вопросов вдруг послышались реплики:
-Да… а у нас в России смуты, размежевания и расколы между умными людьми происходили на всем протяжении истории…

-А в 19 веке наша умная и совестливая разночинная интеллигенция любила (как писал Тургенев) «всякий разговор сводить на спор», по каждому общественному вопросу организовывались сами собой кружки, группы, направления…

-Да, потом эти направления стали оформляться в партии…

-Партии стали бороться между собой и расшатывать общественные устои страны…

-Кончилось всё гражданской войной и «обострением классовой борьбы» в 1937 году…

-И именно лучших тогда по ночам сажали в «чёрные воронки»…

-И с каким же «человеческим материалом» наше общество подошло к Отечественной войне?

-А началось всё с этих господ Чацких и Белинских…

-Ну да, вот помнится и Блок об этом писал…

-Теперь понятно, почему на тех из нас, кто сохранился после всего ЭТОГО – теперь ТАК смотрят в благополучных Европе и Америке…

***

Бедный Макаров, - кажется, несколько удивлённый тем, как усердно способные ученики тут же применили его мысль к насущным проблемам нашей (тогда ещё ОЧЕНЬ советской) современности,- переводил взгляд с одного говорящего на другого, и глаза его становились всё более круглыми.
Вдруг он каким-то не своим тонким голосом воскликнул:

-Но я же вам о смерти Сократа говорил, и ни о чём больше! Я историк философии!! По современности и научному коммунизму у вас есть другой лектор!!!

Он быстренько закрыл свой портфель и ринулся к выходу.
***

Тогда в Универе (как вроде и сейчас) - с историками иногда происходили весьма странные истории…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments