?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Знаменитая "Токката и фуга" И.С. Баха показывает преодоление хаоса с помощью гармонии. 
Вот сначала дается две темы.
 по отдельности. 
Можно из них составить гармонию? 
можно. 
Но  не сразу. 
Потом дается хаос, в котором есть нечто родственное этим темам.
И вот наконец хаос преодолевается гармоничным сочетанием  этих тем. 

Тут высшее философское откровение, и кажется что ничего уже не может быть открыто дальше последующими музыкантами...
-----------------------------------
И.С.Бах был обычным прилежным тружеником.
Они сам говорил, что успехов подобных его может достичь каждый, если будет ПРИЛЕЖЕН. 
Некоторые видят в этом простой отголосок протестантского мировоззрения. 

Но надо понять образ жизни тогдашнего музыканта. 
Постоянно требовалось писать новую музыку к каким-то торжествам, праздникам, датам и т.д.
Воспитывать учеников. 
И ещё сидеть по свободным дням в пустой церкви, пробуя  сочетания органных звуков.
------------------------------------------
Почему же И.С. Бах оказался забыт массовым слушателем и снова нашел путь к слушателю только сто лет назад? 

Причем его сочинения не были просто утеряны (как например сочинения Вивальди)- нет, о  них  существовании ПОСТОЯННО ЗНАЛИ музыканты.
 
Знал их Бетховен, сказавший: "Бах-это океан".
Знал Моцарт и Гайдн.
Кроме того, у И.С.Баха были многочисленные потомки- музыканты, которые, казалось бы могли популяризировать своего великого предка. 

Но как раз сыновья И.С.Баха и последующие потомки очень много оказывается сделали для того, чтобы его произведения не исполнялись. 
Да и Бетховен-сам высказался, но не поощрял исполнение сочинений И.С.
--------------------------
Почему так?
Ответ находим у Пушкина. 
В "Моцарте и Сальери." 
Пушкинский Сальери между прочим говорит- " Моцарт...  как некий херувим занес нам песен райских , чтоб .возбудив бескрылые желаньяв нас,чадах праха, после--улететь. Поднимет ли он тем Музыку? Нет! Она падет как только он исчезнет..." 

Вот в чем причина- такой гений, как Бах, делает сушествование последователей -музыкантов ненужным.
 И сушествование его сыновей, и позднейших композиторов.
Понятно, что сильнее выразить мировую гармонию они не смогут. 
И поэтому чтобы они могли творить сами,- Баха надо забыть, дабы не было сравнения не в их пользу. 

И вот И.С.Баха широкая публика забыла, что дало возможность  признанным в последующий век композиторам "венской классической школы" развивать свою линию без оглядки на этого гения. 

Появился Гайдн, Моцарт и Бетховен.
они работали в годы, когда массовые слушатели не знали И.С.Баха. 
И венцы смогли высказать свое, -то что им было дано Природой и Временем - безпрепятственно.

И только когда музыка "Венской классики" была уже исчерпана, и когда новые композиторы в конце 19- начале 20 века стали искать совсем новые пути, 
-музыканты снова вывели на сцены концертных залов и органных залов Баха. 

Новые поиски уже шли в совсем ином направлении, и Бах был современным музыкантам уже не конкурент...

----------------------------------------

Несколько спорный взгляд  современного музыканта  и музыковеда.однако что-то в этом есть...

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
babs71
May. 13th, 2008 07:12 pm (UTC)
ИМХО, тут сильный перебор.
Во-первых, Бах стал известен широкой публике не в конце 19-го века, а в его середине. Новое открытие Баха считается с исполнения "Страстей по Матфею" Мендельсоном в 1820-м году (если мне память не изменяет).
Во-вторых, Венские классики не только знали Баха, они на нем учились.
В-третьих, был фактически забыт не только Бах, но и другие его современники.
На самом деле судьба Баха связана с изменением художественной моды. На смену барокко с его полифонией (одновременно звучат две мелодии) пришел классицизм с монофонией (одна мелодия и аккомпанимент). И Бах слушателям был просто не интересен (точно так же, как не были интересны в эпоху классицизма здания в стиле барокко, а Баженов не воспринимал как художественный памятник Кремль).
atrey
May. 14th, 2008 02:01 am (UTC)
Может быть и так, но почему изменилась художественная мода и кто именно её изменил?Моду же создают модельеры?И не последнюю роль тут играет возможность продолжать дальше это направление, или исчерпанностьэтого направления.Вррбще ведьочень интересно понять механизм почему скажем того же Баха люди образованные и культурные цеоый век не считали чем-то выдающимся?
Это показывает нам сколь предвзяты оценки современников и ближайших потомков вообще в искусстве.

Баженов воспринимал Кремль как художественный памятник,он оставил полукруглые площади для всех его соборов(:-).Но спрятал их, закрыл со стороны Москвы-реки.Как венская школа-закрыла Баха
Пожалуй пример действительно похожий.
Тут интересно,что новое вИдениесовершенно естетственно отрицаетстарое, не заботясьо том,что исамо потом покажется старым, и встанет с тем что оно отрицает в общий ряд.

И.А.Фомин писал про подобное в статье "Московский классицизм":"В Петербурге конца 18 века Росси ломает Фельтена,Томон ломает Кваренги,эти люди имели право ломать так как взамен они воздвигали нечто более значительное...но какое право имеют ломать нынешние эклектики строя доходные дома на месте классицистических усадеб"
atrey
May. 14th, 2008 05:25 am (UTC)
"барокко с его полифонией (одновременно звучат две мелодии)"

Интересно было бы понять как это (полифония)выражается в архитектуре барокко.
Возможно это выражается в том, что в архитектуре барокко одновременно "работают" два уровня- 1)общая композиция объема (массы) дома, и 2)ордерная декорация.
Вот эти две темы.
Например колоннада на выпуклой или вогнутой стене- воспринимается как колоннада, и одновременно как какие-то элементы детали,акцентирующие непрямую форму стены.

Иногда в некоторых местах акценты формы стены и акценты ордерной декорации совпадают,это своего рода "фокусные точки", на которых держится вся композиция, "сшивающие" две этих темы воедино.

Классицизм, изгнав вторую тему и подчинив всё единой теме,
пришел в итоге к удручающей монотонности,которую например критиковал Гоголь(как современник).
Реакцией на это был выход уже в эклектику.

Если в питерском классицизме конца 18 века видим постепенное упрощение, движение от богатства(скажем Деламота и Ринальди) к простоте Старова и Стасова,
то в последующие годы середины 19 века видим в эклектике уже обратное движение нарастания сложности декорации и её измельчение -от сравнительно простых и цельных работ Штакеншнейдера (Мариинского дворца например) -к основательно нагруженным и измельченным фасадам конца 19 века.

В общем мне-то кажется,что классицизм и барокко, так сказать - "родственные антагонисты",которые развивались во многом на взаимоотрицании.

В этом смысле и сопоставление Баха и венцев по-моему возможно, вместе они составляют ту "классическую музыку",

которая совокупно была отрицаема уже в 20 веке,
например теми авангардистами кто разивал "сумбур вместо музыки",
в этом смысле Жданову не откажешь в последовательности,
просто он выступил в роли старого брюзги, не понимавшего новой музыки 20 века(:-).
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

русь
atrey
Владимир
Website

Latest Month

August 2014
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel