Владимир (atrey) wrote,
Владимир
atrey

Category:

И.С.Бах, его последователи и конкуренты (радио Орфей)

 Знаменитая "Токката и фуга" И.С. Баха показывает преодоление хаоса с помощью гармонии. 
Вот сначала дается две темы.
 по отдельности. 
Можно из них составить гармонию? 
можно. 
Но  не сразу. 
Потом дается хаос, в котором есть нечто родственное этим темам.
И вот наконец хаос преодолевается гармоничным сочетанием  этих тем. 

Тут высшее философское откровение, и кажется что ничего уже не может быть открыто дальше последующими музыкантами...
-----------------------------------
И.С.Бах был обычным прилежным тружеником.
Они сам говорил, что успехов подобных его может достичь каждый, если будет ПРИЛЕЖЕН. 
Некоторые видят в этом простой отголосок протестантского мировоззрения. 

Но надо понять образ жизни тогдашнего музыканта. 
Постоянно требовалось писать новую музыку к каким-то торжествам, праздникам, датам и т.д.
Воспитывать учеников. 
И ещё сидеть по свободным дням в пустой церкви, пробуя  сочетания органных звуков.
------------------------------------------
Почему же И.С. Бах оказался забыт массовым слушателем и снова нашел путь к слушателю только сто лет назад? 

Причем его сочинения не были просто утеряны (как например сочинения Вивальди)- нет, о  них  существовании ПОСТОЯННО ЗНАЛИ музыканты.
 
Знал их Бетховен, сказавший: "Бах-это океан".
Знал Моцарт и Гайдн.
Кроме того, у И.С.Баха были многочисленные потомки- музыканты, которые, казалось бы могли популяризировать своего великого предка. 

Но как раз сыновья И.С.Баха и последующие потомки очень много оказывается сделали для того, чтобы его произведения не исполнялись. 
Да и Бетховен-сам высказался, но не поощрял исполнение сочинений И.С.
--------------------------
Почему так?
Ответ находим у Пушкина. 
В "Моцарте и Сальери." 
Пушкинский Сальери между прочим говорит- " Моцарт...  как некий херувим занес нам песен райских , чтоб .возбудив бескрылые желаньяв нас,чадах праха, после--улететь. Поднимет ли он тем Музыку? Нет! Она падет как только он исчезнет..." 

Вот в чем причина- такой гений, как Бах, делает сушествование последователей -музыкантов ненужным.
 И сушествование его сыновей, и позднейших композиторов.
Понятно, что сильнее выразить мировую гармонию они не смогут. 
И поэтому чтобы они могли творить сами,- Баха надо забыть, дабы не было сравнения не в их пользу. 

И вот И.С.Баха широкая публика забыла, что дало возможность  признанным в последующий век композиторам "венской классической школы" развивать свою линию без оглядки на этого гения. 

Появился Гайдн, Моцарт и Бетховен.
они работали в годы, когда массовые слушатели не знали И.С.Баха. 
И венцы смогли высказать свое, -то что им было дано Природой и Временем - безпрепятственно.

И только когда музыка "Венской классики" была уже исчерпана, и когда новые композиторы в конце 19- начале 20 века стали искать совсем новые пути, 
-музыканты снова вывели на сцены концертных залов и органных залов Баха. 

Новые поиски уже шли в совсем ином направлении, и Бах был современным музыкантам уже не конкурент...

----------------------------------------

Несколько спорный взгляд  современного музыканта  и музыковеда.однако что-то в этом есть...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments