You are viewing atrey

Previous Entry | Next Entry

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
georgy_1970
Feb. 15th, 2013 09:40 am (UTC)
Довольно-таки современно. Зацепила картина "В дождь", пейзаж почти один в один, где охотились с товарищем в Первомайском р-не Алтайского края. Кроме мельницы на горизонте, разумеется.) Моросил дождь, холодина, резиновую лодку пришлось тащить по этим кочкам, чтобы вытащить стреляную уточку в протоке. Голова болела от некой дозы алкоголя, в голове вертелся вопрос "ну зачем было нужно всё допивать?" :))

Были бы признательны Вам, Архитектор, за небольшие аннотации к картинам. Допустим, что-то интересное, почему национальное достояние или критический разбор, хоть того же Глазунова, или иное, что Вам будет угодно. Пространные материалы трудновато молодёжи читать, если поделиться в иные сети - Одноклассники, ВКонтакте, а короткие удобопонятны...
atrey
Feb. 15th, 2013 10:16 am (UTC)
Я не искусствовед (хотя заканчивал академию как "архитектор-художник", а родители были настоящими художниками-живописцами, так что общее представление об изо-искусстве имею). В деталях могу ошибиться, спутать имена, даты, детали исторического события, и т.д.
Показываю то, что не очень известно, и с другой стороны, то что чем-то зацепило меня самого. Или по части художественных живописных открытий, или в отношении значения для нашей истории.
Часто я и сам впервые узнаю много нового для себя, когда разыскиваю наилучшую репродукцию той или иной картины в Интернете.А сейчас очень много плохих репродукций. (в основном плохой цвет)

Вот например этот художник Иван Ендогуров был мне совершенно неизвестен. нашел его когда искал какие-нибудь не "засмотренные" работы великого пейзажиста Саврасова. Думал, что И.Ендогуров такой нацмен, представитель поволжских народов(судя по фамилии). Но оказалось совсем другое- что он из среды военных моряков, родился в Кронштадте(где и мой дед по матери), по материнской линии- в родстве с дворянами Юрьевыми.
Сначала поступил в Университет(как и Врубель и Рерих). Учился в Академии, и когда получил серебряную медаль за курсовую картину, вдруг ушел оттуда, и стал работать самостоятельно. По-видимому он решил, что уже всё взял от академии (где к тому времени после конфликта с Клодтом в пейзажном классе воцарился грек Куинджи-я об этом писал в посте о Клодте).
Ендогуров прожил всего 37 лет, и хотя по возрасту и времени становления принадлежал к уже испытавшим влияние импрессионистов, но умер в один год со стариком Шишскиным. Как и гений русского пейзажа Васильев(а их ,я считаю, у нас было 2-Саврасов и васильев)-Ендогуров последние годы вынужден был жить на юге из-за чахотки. Вот что писали о его посмертной выставке.

«Предчувствие, может быть, ранней смерти разлило тихую беспокоящую грусть по его (Ендогурова — Прим.) пейзажам (их больше всего на выставке). Особенно резко это сказалось на великолепной, полной настроения картине южной ночи на прибрежном море. Наибольшее внимание привлекают эскизы художника. Здесь и север, и юг дали ему ряд лирических мотивов, полных глубокого чувства, изменения нежной поэтической души».[4]
georgy_1970
Feb. 15th, 2013 10:26 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно. Для меня является открытием Ваше сопоставление стилей, мастеров, событий...

С удовольствием послухали бы про Шилова и... скажем Рериха. Как вообще Вы к Рериху относитесь?

Я убеждён, что в нашем ужасном мире, совершенно необходимо "чувства добрые лирой пробуждать".
atrey
Feb. 15th, 2013 11:27 am (UTC)
Про Шилова ничего не могу сказать(:-) я вообще стараюсь о картинах наших современников не писать. Единственное сделал исключение для картины глазуновца П.Рыженко "Царево молчание"(И.Грозный) и то сразу огреб критики от присутствующих френдов-художников(:-)
К Рериху отношусть положительно, он человек своего времени. Работал и в архитектуре(собор в Почаевской Лавре построен по его замыслу). Сын его Святослав Николаевич тоже очень хороший художник.

Наш главный масоновед Воробьевский сказал по Православному радио, что Рерих-автор рисунка одно-долларовой американской купюры.
Ну сейчас много всего разного нехорошего о разных людях говорят, и об Андропове говорят и о Косыгине, и о декабристах, и о Георгии Федотове... не говорят плохого только о тех кто ничего не делает. И видимо всё это то что говорят это имеет основания... но думаю что мир гораздо сложнее чем нам представляется.
georgy_1970
Feb. 16th, 2013 12:22 am (UTC)
Понятно. Жаль, что о современниках не пишете. Оно, конечно, дело такое... Народ обидчивый. Иной раз и похвалить нельзя в присутствии другого.)
atrey
Feb. 16th, 2013 03:10 am (UTC)
Вот сейчас в подборках картин по темам(русская зима, весна, окна, натюрморты, домашние животные и т.д.) часто встречается черезполосица- идут старые картины и новые. Причем новые художники безусловно видели работы старых, и иногда подражают.

Но при некоторой сноровке можно отличить. По бойкости кисти и отсуствию запретов, по вседозволенности, по неверию в природу и приукрашиванию...желание поскорей "продаться" часто диктует художнику более рекламную подачу "вкусных" кусков,
в общем это острая тема...

Но состояние общества влияиет на стиль очень сильно.Даже если художник искренне стремится возродить старое миросозерцание русского человека времен Российской империи, как это например видишь иногда в исторических картинах глазуновцев,-это не получается как правило. И коллеги это чувствуют.

тут парадокс, что остаться на высоком художественном уровне можно только двигаясь вперед, выражая свое лицо.
и свое время.
выражать же свое время сейчас мало у кого получается, потому что
1)оно очень многоликое и
2)СМИ его сознательно искажают.
Как А.Блок писал- "изыскиваются средства для замутнения самих источников гармонии", а в более позднее время таких деятелей искуствоведческого и идеологического фронта назвали "отравителями колодцев".
Но когда они выступали едино (при СССР) ещё довольно легко было иронически выделить идейную составляющую и отделить её от собственно художественного.

Сейчас же в пору управляемого хаоса эта НАВЯЗАННАЯ всем нам "идейность" разветвилась, усложнилась, и проникла в художественное так глубоко, что не сразу и выделишь и отличишь(:-).

все-таки отжившее как-то меньше критикуют(:-).
а я убежден что критикой выраженной словами ничего не исправишь, только все переругаются, а толку не будет.

Художественный язык не выразим словами, и новому великому в искусстве помочь родиться при помощи слов невозможно.
когда оно УЖЕ родилось, можно его пиарить,популяризировать словами, но и только.
georgy_1970
Feb. 16th, 2013 05:15 am (UTC)
Спасибо.

Такой вопрос. Допустим, мы победили.) Как сохранять традицию, но двигаться вперёд? Вы бы оставили в изобразительном искусстве некую нишу или тусовку для абстракционистов?
Лады. И допустим дело начало сворачивать к теократической монархии... Как будем с обнажённой натурой в живописи?
atrey
Feb. 16th, 2013 08:43 am (UTC)
Вот например такое понятие как "этюдность". Картины художников 20 века похожи на этюды(исключая краткий период послевоенного сталинизма, и новые веяния-того же Шилова, или хорошую картину видел у наших академистов ещё в 80-е годы, "Венеция Весной", о которой даже Леонтьев пел в песне "Вернисаж").

Защитники такого этюдного импрессионистического письма говорят что де-их картины очень богаты по оттенкам, и что картина не должна быть похожа на фотографию. Я раньше думал что действительно этим открыто что-то новое небывалое. А оказалось, что и мастера 18-19 в тоже различали оттенки очень хорошо, но такая манера у них оставалась в ЭТЮДАХ, а окончательные картины были написаны точнее и несколько суше.

Так может быть и абстракция-это внутренняя "кухня" художника. Она нужна вообще-то. Самому художнику.Много интересных открытий по композиции.
А потребителю зачем?
Эль Лисицкий хорошо сказал в начале 30-х когда Сталин поприжал этих формалистов:
"Что такое "формальные поиски"? Искусство не "ищет". Когда оно ПОТЕРЯЛО, то нет и самого искусства!"
Всякое произведение выставляемое художником на выставку есть замаскированная просьба чтобы за него заплатили. А зачем платить за поиски? Один всю жизнь ищет, и так ничего и не нашел. Другой сразу-цап, и нашел! Это их личные проблемы. Оба могут быть талантливы. Но почему потребитель должен оплачивать особенности личного дарования, причем без получения конечного продукта.
Это как если бы один сыродел каждый день выкладывал бы на стол сыры,один вкуснее другого, а другой говорил-ах опять не получилось, но я пытаюсь, пробую, подайте на пропитание...
В общем каждый мастер имеет свою творческую лабораторию. там происходят процессы, не всегда ясные и ему самому. и выносить её на зрителя в виде абстрактных поисков это неприлично. А ещё если вокруг этого начинатеся и тусовка болтунов, то тут вообще дело дрянь. Большинством голосов новое не создать,это индивидуально. Каждый тем не менее смотрит, что делают другие, но молча.

как где-то я читал- в этом нет никакого противоречия-
"Бог же тебя, мужика создал, Бог и девку создал, а Божье творение отчего не показать?"(:-)
georgy_1970
Feb. 16th, 2013 08:59 am (UTC)
Начиная с момента "написаны точнее и несколько суше" я полностью не сведущ в обсуждаемом вопросе.)
Из разговора о полутонах какое могло бы быть административное решение чиновника: ню оставляем, абстракционистов оставляем, поелику не лепо вторгаться в творенье художника, даже если оно продукт нездоровой психики автора.
А допустим, на дворе уж последний русский правитель, причём "Царь в саккосе" - в сане епископа, и учинил симфонию властей... Тут мы. "Страмцы!" - скажет самодержец. Так?) А с театром у нас что? Позорище, какое и было со времён петрушки!..
atrey
Feb. 16th, 2013 11:19 am (UTC)
В Питере есть "православный театр Странник", руководит им режиссер-профессионал, Уваров. Он великолепно читал Письмо Антония Мельникова А.Меню, есть где-то наверно аудио запись.
По Православному радио было несколько спктаклей. Например по пьесе инока всеволода Филипьева(ЖЖ юзера кстати)"Начальник тишины". Из жизни братков 90-х и проституток. Мне понравился спектакль. Про инока Всеволода говорят всякое,(что он уехал в Джорданвилль спасаясь от российского правосудия) в принципе чувтсвуется знание материала(в отношении братков). Идеология православия в спектакле не так навязчива как в его стихах.Интересные также были инсценировки по книге "Отец Арсений", там покойный актер Вельяминов участвовал. И по рассказам дореволюционных писателей интересно с актером Иваном Краско.Тараса Бульбу тоже поставили.
georgy_1970
Feb. 16th, 2013 11:47 am (UTC)
Надо будет мне про "Странник" почитать...
atrey
Feb. 16th, 2013 08:59 am (UTC)
Абстрактный рисунок-это узор он всегда был иногда нужен чтобы ненавязчиво заполнить пустую стену, он может быть постоянным, может быть и переменным, а через недельку снять и повесить что-то другое.

Но это не "картина"
В интерьере может быть и то и другое, но на своем месте.
Просто абстракционизм оказался не на своем месте-он стал претендовать на самостоятельное сообщение о мире. А "Вещество не на своем месте" по определению Д.Менделеева-это грязь (:-)
georgy_1970
Feb. 16th, 2013 09:04 am (UTC)
Согласен с Дмитрием Ивановичем.)
( 13 comments — Leave a comment )